Найти тему
Mazda100ries

РАЗРАБОТКА РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Знаете старое японское поверие о 47 ронинах? Они были так преданы своему господину, что решили отомстить за его смерть, придумав и воплотив очень долгий и сложный план. Несмотря на то, что по закону за это их ждала – и дождалась – неминуемая казнь. Совпадение это или нет, но группа инженеров Mazda по разработке роторного двигателя тоже состояла из 47 человек. Руководитель группы, Кеничи Ямамото, не принимал от подчиненных ничего, кроме полной самоотверженности.

Дело было весной 1963-го, через два года после начала сотрудничества Mazda с немецкой компанией NSU и Феликсом Ванкелем. Процесс вроде бы шел, но с каждым днем становилось все понятнее: для запуска роторных моторов в полномасштабное коммерческое производство нужны совсем другие усилия. Тут-то и было решено создать отдельное, полноценное инженерное подразделение, которое занималось бы только роторами и ничем иным, а руководителем назначили как раз Ямамото-сана.

«Начиная с завтрашнего дня, лаборатория становится нашим домом, а роторный двигатель должен быть в наших мыслях каждую секунду, днем и ночью, во сне и наяву. Всегда держите возле кровати бумагу и карандаш, и я хочу, чтобы каждый приходил как минимум с пятью новыми идеями каждую неделю». Вот что сказал Кеничи своей команде, а потом долго удивлялся, как ему в сорок удалось так смотивировать команду, средний возраст которой составлял 25 лет.

В последующие годы команда «47 ронинов» сталкивалась с бесчисленными сложностями, многие из которых казались неразрешимыми, проходила через бесконечные пробы и ошибки, но в итоге добилась результата. В 1967 году дебютировало роторное купе Mazda Cosmo Sport, а затем двигатели Ванкеля распространились по всему модельному ряду компании из Хиросимы — и, помимо прочего, спасли ее от поглощения более крупными японскими производителями. Все это не очень вяжется с современными понятиями вроде work-life balance, но великие вещи иначе и не рождаются.