Найти тему

Расходы на велосипед

У далёких от велосипедов людей распространено мнение, что стоит вложиться в покупку байка, а дальше – никаких трат, сплошная экономия. Увы, это не так. Расходы на велосипед могут быть вполне сопоставимы со стоимостью проезда в общественном транспорте, в расчёте на километр пробега.

Конечно, точную сумму затрат на содержание велосипеда назвать невозможно. Она зависит от множества факторов:

  • Пробег. Тут, как и с любым другим транспортом – чем больше ездишь, тем больше платишь. Если же ездить на велосипеде за сезон всего 200-300 км, то, возможно, заметных расходов не будет очень долго. Достаточно лишь изредка смазывать цепь и менять проколотые камеры. Но если же пробеги от тысячи-двух км, то без затрат уже не обойтись.
  • Условия эксплуатации. Чем в более жёстких условиях используется велосипед, тем быстрее изнашиваются его узлы – трансмиссия, покрышки, тросы и т.д. Даже рама, особенно алюминиевая, имеет свойство накапливать усталость, что спустя какое-то время приведёт к её поломке.

Под жёсткими условиями подразумевается езда по сложным покрытиям (брусчатка, лесные тропы, пыльные грунтовки, болотистая местность), под дождём, зимой, преодоление крутых подъёмов, неправильное использование переключения скоростей.

Особенно пагубны такие условия для велосипедов, не предназначенных для подобной эксплуатации. Если катать трейлы на складничке или городском велосипеде «с корзинкой», очевидно, долго он не протянет.

  • Качество обслуживания. Если велосипед своевременно чистить, смазывать, поднастраивать – это может значительно продлить срок службы его компонентов. Особенно важно «приводить велосипед в порядок» после езды по грязным дорогам; если этим пренебрегать – налипшие частички пыли и песка будут выступать как абразив, «съедая» узлы трансмиссии. Тоже самое следует делать и после дождя/снега - вода вымывает смазку и вызывает коррозию.

Своевременная замена изношенных компонентов, в конечном счёт, позволяет сэкономить. Ведь если, к примеру, не поменять растянутую цепь, через какое-то время придётся сменить и кассету вместе с ведущими звёздами, что в разы дороже. А если продолжать ездить на истёртых тормозных колодках, то это приведёт к быстрому износу обода или ротора, в зависимости от типа тормозов.

Тут как с зубом – дешевле заделать маленькую дырочку, как только она появилась, чем ждать появления здорового «дупла».

  • Сложность велосипеда. Чем велосипед проще, тем меньше внимания к себе он требует. Двухподвес в обслуживании дороже, чем вел без амортизаторов. Дисковые гидравлические тормоза требуют периодической прокачки и замены масла, в отличии от клещевых/барабанных тормозов. Многоскоростной велосипед – дороже обслуживать, чем сингл. Причём, стоимость компонентов возрастает совершенно непропорционально числу скоростей. 12-ти скоростная цепь/кассета легко может стоить в 5 раз дороже, чем 8-скоростная!
Железный сингл-спид, без амортизаторов, тормоз - ножной. Вряд ли обслуживание такого велосипеда "влетает в копеечку".
Железный сингл-спид, без амортизаторов, тормоз - ножной. Вряд ли обслуживание такого велосипеда "влетает в копеечку".
  • Новизна велосипеда. В велосипеде нет вечных компонентов. У всего есть ресурс, который постепенно вырабатывается. Поэтому новый велосипед требует меньше вложений, чем старый, где периодически происходят непредвиденные поломки.

У меня есть велосипед, которому уже 10 лет. За последние 3 года в нём пришлось заменить: колесо в сборе, штук пять спиц, втулку, вилку, тросы, рубашки тросов, переклюк. И это были не попытки «апгрейта», а только замена сломанного. Не говоря уже о расходниках – вроде покрышек, тормозных колодок, цепей, кассет и.д.

В новом же велосипеде – все компоненты с максимальным ресурсом и, скорее всего, о поломках ближайшее время можно не беспокоиться.

Покупать велосипед бывший в употреблении, даже несмотря на дисконт относительно цены нового, с учётом износа деталей, в итоге, может выйти дороже. Это как купить надкусанный пирожок. Вроде и стоит дешевле, но и наешься им хуже.

"Бомж-велосипед", наверняка ещё советских времён...
"Бомж-велосипед", наверняка ещё советских времён...
  • Умение обслуживать велосипед. Отличный способ уменьшить затраты на содержание велосипеда – научиться производить некоторые операции по обслуживанию самостоятельно. Нет ничего сложного в настройке переключателей скоростей, смене тормозных колодок, установке новой цепи или кассеты.
    А вот если с каждой мелочью обращаться в мастерскую – тут никакого бюджета не хватит.

Таким образом, если вы хотите минимизировать расходы на велосипед, то, прежде всего, на нём нужно меньше кататься. Шутка.

Следует выбрать велосипед в соответствии с условиями эксплуатации. Возможно, вам не нужен кантрийник-двухподвес, если вы планируете ездить только по хорошим дорогам. Не стоит пытаться купить самый навороченный велосипед, который, возможно, для ваших целей будет избыточен. Помните, что никто не обещает, что более дорогой велосипед надёжнее – скорее будет даже наоборот («макеты» из «Ашана» в расчёт не берём).

Покупка велосипеда «с пробегом» - тоже сомнительное мероприятие. А вот научиться правильно и своевременно его обслуживать – хорошая идея.

Впрочем, впадать в крайности тоже не стоит. Велосипед, прежде всего, должен приносить удовольствие. Это куда важнее, чем экономия. Нужно выбирать такой вел, что бы на него было приятно садиться. В любом случае, при всём желании, вы не сможете тратить столько же денег на велосипед, как автолюбители на своих «ласточек».

В продолжение темы:
Мои расходы на велосипед за 21й год
Сравнивем расходы на велосипед и машину

#велосипед #велосипедист #велосипеды #байк #обслуживание велосипеда #расходы #выбор велосипеда