На меня обижаются, когда я говорю, что Лев Толстой — выдающийся философ и общественный деятель, но плохой писатель.
В отличие от оппонентов, у которых в арсенале единственный тезис: "Лев Толстой великий, потому что великий, его во всём мире знают, а ты кто такой?", я оперирую не шаблонными эмоциями, а текстами Толстого, и руководствуюсь простой логикой: инструмент писателя — язык, и писатель должен владеть им так же мастерски, как столяр или слесарь — своими инструментами. А что с языком у Толстого?
<...> В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. <...>
Вошло лицо... лицо это был... был молодой князь — был молодой человек... У автора с языком беда, кто бы что ни говорил. Со стилем трагедия. Плохо писал по-русски Лев Николаевич. Не владел профессиональным инструментом. И ведь это я не сказки его косноязычные цитирую, а знаменитейший труд — который сам он, правда, в письме к Афанасию Фету назвал "дребеденью многословной" (ПСС, т.61, стр.247). Ко мне-то какие претензии?
И вот что интересно.
Я высказываю личное мнение, которое совсем не обязательно совпадает с общепринятым, и не отказываю в праве на существование любому другому личному мнению. Как говорил один литературный персонаж, кому и кобыла невеста.
Я говорю: Лев Толстой плохо владел русским языком. И слышу в ответ всё, что угодно, кроме соображений о том, как Толстой владел русским языком. Хотя речь не про его заслуженное место в литературе, не про титаническую философию, не про мужественную жизненную позицию, не про мировой бренд, а именно и только про умение обращаться с главным инструментом русского писателя.
Такая ущербная реакция аудитории — свидетельство функциональной безграмотности, одной из основных когнитивных проблем нашего времени. Свидетельство неумения понять и обсудить тему, на которую зашла речь, а не её троюродную сестру.
И ещё нюанс.
Плохая музыка, плохая речь и плохая пища оставляют следы в организме и отравляют его.
Современный горожанин утратил способность адекватно воспринимать вкус яиц из-под домашней курочки, вкус домашнего хлеба и домашних овощей, да и с усвоением натуральных продуктов у многих возникают сложности.
Когда, что называется, из каждого утюга льются шнуровы, майдановы, киркоровы и монеточки с моргенштернами, — слушатель перестаёт воспринимать настоящую музыку.
Так и современный читатель, отравленный плохим языком романов, автора которых называют великим писателем, перестаёт воспринимать действительно хорошо написанный текст.
Читателю нужен бренд.
Есть и другие проблемы с отравленными читательскими мозгами, но про них не здесь.