Хеллоу! Меня зовут Най. Я работаю в школе программирования «Алгоритмика». В этом году мы второй раз запускаем летние курсы. Разработать правильную программу для летнего детского досуга — это целая наука. О том, с какими трудностями столкнулись и на какие грабли наступили – в этой статье.
Мы забыли, как ждали лето, когда сами были детьми. Сейчас, даже то, что наступил июнь в нашем сердце не вызывает никаких эмоций. А раньше помните? Деревня, речка, бабушкины пироги, спортивные лагеря, свобода от школы... Это ведь было не так давно. Но с тех пор многое изменилось. Сейчас в лагерях вместо лепки из соленого теста и вязания крючком можно научиться собирать роботов, снимать ролики и разбираться в компьютерном коде.
Многие из родителей, когда выбирают летний отдых, обращают внимание на то, чему их ребенок сможет научиться. И это правильно. Наличие классной программы означает то, что ребенок хорошо проведет время, зарядится энергией и положительными эмоциями.
В прошлом году мы попробовали создать такое пространство. Дети были в восторге, учились программировать, слушали лекции об искусстве и играли в развивающие игры. Мы получили положительные отзывы, но решили не повторять то, что было в прошлом году. Мы нашли то, что можно улучшить и сделали программу еще более насыщенной. Спасибо детям за обратную связь. Вот что мы уяснили:
1.Полезное – не всегда нравится детям
Это может показаться супер очевидным, но дети действительно не любят кашу. Вспомните себя. Только с возрастом приходит понимание, что овсянка обволакивает желудок, а ещё, что это особенно важно в пятницу. Когда мы предложили детям на завтрак вкусную кашу, мы думали как взрослые. А больше половины ребят отказались её есть. И дело не в том, что нам жалко еду, дети до обеда ходили голодными. Мы меняли виды каш, думали, может дело именно в гречке или манке. На третий день мы предложили на завтрак блины с джемом. Детям этот вариант понравился.
В этом году мы предлагаем детям на завтрак – полезный и здоровый перекус ;)
2. Детям нужно больше отдыха
Вот этот пункт оказался самым важным при построении программы на этот год. Летом 2017 года мы для детей делали два занятия по программированию каждый день. Да, они были частично в игровой форме, не всегда за компьютером. Но всё же. Мы увидели, что детям тяжело. Два занятия — это слишком много. За две недели мы хотели дать ребятам максимум знаний. Увлечь их программированием, показать его возможности, просто дать попробовать. Но дети хотели ещё пообщаться и поиграть.
В этом году всё будет по-другому :) До обеда будет занятие по программированию или робототехники, а после — прогулка, игры с вожатым, съемка видеоблога, создание коллажа. Так дети получат максимум знаний и у них останутся силы для игр.
3. Не пошли на прогулку
Прошлое лето выдалось особенно пасмурным. Это, наверное, обрадовало людей которые не любят солнце. А вечный двигатель (ребёнок) любит погоду, когда можно выйти на улицу.
И вот в один хмурый день нам пришлось заменить прогулку на настольные игры. Но не учли самого главного – это для нас, взрослых, настолки головокружительное веселье. Мы отдыхаем и общаемся, дети тоже любят играть и общаться, но для начала им нужно разобраться с правилами игры. А это значит – учиться, а они уже отсидели занятие по программирование и их запас усидчивости стремиться к нулю.
К этому лету мы придумали столько активностей, что даже если произойдут метель, ураган и цунами, будет чем заняться. Будем читать книги и слушать рассказы об искусстве.
4. Не договорились заранее
С детьми можно и нужно договариваться. Это вроде бы известно, но кажется сложно осуществимым. Один преподаватель в прошлом году упустил этот момент и ему было гораздо сложнее коммуницировать с детьми на смене. Например, у ребят целый день компьютер в шаговой доступности и, конечно, они хотят поиграть или полистать ленту новостей. И нет правила, что сейчас учимся, а потом сидим за гаджетами.
Другой преподаватель предложил всем сесть в круг и поговорить. Всё как у взрослых. Дети предложили свободный доступ к компьютерам утром, когда ещё все собираются и 15 минут после обеда. И это сработало! Ведь ребята легко выполняют те условия, которые сами придумали.
Написали подробные методички для преподавателей и вожатых. Там написано, что нужно договариваться обо всем и сразу!
5. Не ожидали, что анимация получит такой успех
В прошлом году у детей было только два занятия по созданию стоп-моушн роликов. Мы подумали, что это очень сложный процесс, когда надо передвигать предмет на несколько миллиметров, потом фотографировать, потом снова передвигать. Но дети с большим воодушевлением взялись за эту кропотливую работу.
В этом году мы сделали спецкурс, где дети будут создавать декорации, снимать, озвучивать героев. В последний день смены будет премьерный показ для родителей.
6. Не дали наставникам возможность реализовать себя
Для наших летних курсов мы выбирали вожатых, которые любят работать с детьми, а не просто искали подработку на лето. (Двое из пяти теперь постоянно работают в компании и разрабатывают наши курсы). Мы договаривались, что у них будет время для собственных занятий. В прошлом году у наставников было 45 минут до прихода родителей, чтобы познакомить детей с чем-то новым. Мы рассчитывали, что этого времени хватит. Была гипотеза, что родители, работающие в офисе, будут забирать детей не раньше 18:30. На деле оказалось, что многие забирают ребят значительно раньше. Поэтому полноценные занятия у вожатых не получались, одного за другим ребенка забирали родители.
В этом году мы дали педагогам больше времени и просим родителей не забирать ребят раньше. Очень важно, чтобы дети присутствовали на вечерней рефлексии.
Выводы
Так у нас получились летние курсы, участники которых отдохнут и «зарядят батарейки» к учебному году. Приводите своих детей в Алгоритмику, будем познавать новые грани развития вместе! Раз уж вы прочитали статью до конца, я хочу подарить вам скидку на участие в летней программе. Назовите промокод: «Най». Вы получите дополнительный бонус — 1000 рублей. До встречи!
Подробнее о летних курсах — тут.