Найти тему
Русская Семёрка

«Будете жить на земле мертвых»: к чему привела массовая ликвидация кладбищ в СССР

В школе «Гемфурт» советских подростков обучали ведению диверсионной работы на родной территории. Бывало, что некоторые из них попадались. По сути, завербованные абвером дети воевали против СССР и подлежали как минимум аресту. Однако Сталин решил по-другому.

Школы для маленьких диверсантов

Работу с советскими детьми и подростками военная разведка Германии активизировала еще в начале Великой Отечественной войны. В том числе в связи с этим 20 февраля 1942 года в свет вышло указание НКВД «Об усилении оперативно-чекистской работы по выявлению агентуры разведывательных органов воюющих с СССР стран». В документе упоминалось о том, что немцы организовали целую сеть разведывательных школ, в которые набирали детей в возрасте от 8 до 14 лет.

Родители большинства «учеников» были в разное время репрессированы. Кроме того, немецкими диверсантами становились хулиганы, малолетние преступники и дети, оставшиеся без семьи.

Подобные школы располагались в Мценске, Белгороде, Славянске. Аналогичная диверсионная школа, как пишет в своей книге «Спецслужбы Третьего Рейха» Сергей Чуев, была организована и в местечке Гемфурт неподалеку от германского города Касселя в июле 1943 года. Она так и называлась: Зондеркоманда «Гемфурт». Руководил школой унтер-офицер Шимек. Однако подбирали, вербовали, а также обучали детей диверсионной деятельности экс-офицеры Красной Армии, оказавшиеся в немецком плену. Так, заместителем Шимека был старший лейтенант Курбатов, строевой подготовкой занимались красноармейцы Василий и Николай Бойко.

Организация обучения и диверсий

Вербовали в «Гемфурт» в основном 13-17-летних подростков как мужского, так и женского полов из числа воспитанников детских домов Смоленска и Орши. Школа была рассчитана на одновременное обучение от 25 до 75 несовершеннолетних.

Срок обучения обычно составлял 1-2 месяца, иногда по необходимости его увеличивали до полугода. При обучении большое внимание уделялось строевой и физической подготовке, дети приобретали навыки владения оружием и боеприпасами, обучались методике осуществления диверсий, учились  передвигаться ползком и окапываться, приобретали навыки работы с военными картами, зазубривали наизусть воинские звания командного состава Красной Армии и т.д.

Заброска «выпускников» школы на советскую территорию осуществлялась, как правило, при помощи самолетов. Агенты чаще всего перебрасывались для диверсионной работы на железнодорожных путях. Они не имели при себе никаких документов и были одеты в гражданскую одежду. Известно, что только за несколько дней в августе 1944 году в Белоруссию было отправлено 60 подростков. В том же году школа была переведена из Гемфрута в замок Бишофсфельден, находившийся совсем близко к городу Конин. Вскоре школа обосновалась в польском Жгуве, а чуть позже в германском Луккенвальде и объединилась с зондерлагерем «Абвер-2».

Агент «Ткач» и вердикт Сталина

Тем не менее советской стороне удалось прервать обучение нескольких десятков маленьких диверсантов. Доктор исторических наук Анатолий Чайковский, автор издания «НКВД и СМЕРШ против Абвера и РСХА», пишет, что, согласно одной из версий, эта операция была проведена не без помощи Юрия Евтуховича, который числился преподавателем «Гемфурт». Некоторые считают, что Евтухович вообще был начальником диверсионной школы, но этому нет никаких документальных подтверждений. В 1943 году Евтухович познакомился с переводчицей смоленской ортскомендатуры, а «по совместительству» разведчицей Мезенцевой и встал на путь исправления. Он помог внедрить в «Гемфурт» агента СМЕРШ Скоробогатова (он же «Ткач»). В 1945 году «Ткач»-Скоробогатов вывел в расположение советских войск почти весь переменный состав диверсионной школы.

За 2 года до этого события, как сообщал в секретном послании Начальник Управления контрразведки СМЕРШ Брянского фронта генерал-лейтенант Н. И. Железников, в его управление явились 15-летний Михаил Кругликов и 13-летний Петр Маренков, которые впервые и поведали о школе «Гемфурт». По словам мальчиков, вместе с ними были заброшены еще 27 детей-диверсантов.

Если верить генерал-майору КГБ Николаю Губернаторову, Сталин, узнав эту новость, сказал: «Значит, арестовали! Кого? Детей! Им учиться надо, а не в тюрьме сидеть. Выучатся – порушенное хозяйство будут восстанавливать. Соберите их всех и отправьте в ремесленное училище».