Помните как выглядела первая эмблема автомобиля "ГАЗ"? Думаю нет. А теперь вспомните логотип "Ford". Как по мне, они очень похожи. Случайно ли? Конечно же нет - завод в Нижнем Новгороде, при Сталине, строят АМЕРИКАНЦЫ.
Взглянем на другую гордость Сталинской индустриализации - знаменитую "Магнитку". Генплан металлургического комбината в Магнитогорске изначально копируют с Американского завода из штата Индиана. Электростанцию строят Немцы, а оборудование поставляют Британцы.
А еще, что сделает всемирно известная компания General Electric для электрификации страны Советов? Просто поставит свои турбины на "Днепрогэс".
Почему в момент, когда страна максимально изолирована от остального мира и собирается строить и производить сама, ключевые заводы и промышленные гиганты, проектирует и производит ненавистная мировая буржуазия? И такая уж независимая от всего мира была экономика СССР?
Идет 1929 год, Американцы впереди всей планеты - экономика растет, растут города и небоскребы, народ гуляет - не жизнь, а сказка. И тут случается глобальный экономический кризис - великая депрессия. Возникает кризис перепроизводства, акции переоцененных компаний летят вниз, встают заводы и пароходы, ничего нигде не строится и миллионы Американцев остаются без работы и даже без еды.
В Советском союзе, в это время, только-только "прикрыли лавочку" ну хоть какой-то свободной экономики, под название НЭП (Новая экономическая политика) и по плану нужен великий подвиг индустриализации. Но чтобы строить заводы, не хватает ни материалов, ни технологий, ни опыта, а это все есть на западе, где рабочим и инженерам позарез нужна работа и деньги. Поэтому Россия, пусть и Советская, пусть и не признанная официальной Американской дипломатией - это страна возможностей. Чтобы Вы понимали, Американцы одни из последних признали, что вообще есть такая страна как СССР и установят дипломатические отношения с Москвой только в 1933 году, когда и "ГАЗ", и "Магнитка", и "Днепрогэс" уже будут во всю работать.
А пока 2000 фирм и 20000 иностранных инженеров и рабочих приезжают строить Социализм. Сам Сталин позже скажет Американскому послу Уильяму Гарриману, что 2/3 всех крупных Советских предприятий были созданы, так сказать, при содействии Американцев. И среди них, естественно, компания Генри Форда. Он первым в мире ставит производство автомобилей на конвейер, а Советскому Союзу как раз нужны и собственные машины, и конвейеры. Поэтому интерес к Форду очень большой.
У Форда же интерес денежный. Еще в 1925 году он продает Советам 12000 фирменных тракторов, а заодно и лицензию, по которой в Ленинграде, на заводе Красный Путиловец (ныне Кировский завод), рабочие собирают трактора Фордзон-Путиловец (в обиходе Фёдор Петрович).
И в общем ничего удивительного, что Американский капиталист, весной 1929 года, еще до Великой депрессии, заключает выгодный контракт, который во время кризиса ему однозначно помог.
Независимо от того, где процветает промышленность, будь то Индия, Китай или СССР, больше прибыли будет для всех нас. Да, весь мир должен получить от этого выгоду.
Генри Форд
СССР будет покупать у Америки деталей на $30млн., в то время как сам Форд, во время кризиса, на своём Американском заводе будет терять по $60млн. в год. Так что не удивительно, что завод в Нижнем Новгороде построят всего за 18 месяцев, а конвейер по образу и подобию Американского запустят 1 января 1932 года. Тогда же Нижний переименуют в Горький и получится "ГАЗ" - Горьковский АвтоЗавод.
Машины кстати в "Русском Детройте" не просто слепо копируют (хотя казалось бы, по фото ниже). Нужно понимать, чтобы это поехало по Советски дорогам, а точнее по их отсутствию, машины приходится адаптировать - где-то что-то упрощать, а где-то усиливать.
В итоге, к 1935 году, "Ford" и Советский Союз прекращают свое сотрудничество, но СССР не заканчивает вдохновляться Американской продукцией Форда. К примеры, ГАЗ-21 как две капли воды похож на Ford Mainline. Советы конечно же обвинения в плагиате отрицает и заявляет, что Волга похожа на FORD не более чем на любую другую хорошую машину тех лет. Хотя известно, что Горьковский Автозавод покупал Ford Mainline и другие хорошие машины тех лет для изучения, но плагиат так и не докажут, а вот вдохновляться никто не запрещал.
А теперь давайте познакомимся с Альбертом Каном. В Америке он известен как архитектор Детройта - города моторов, потому что он тут проектирует штаб-квартиру General Motors, здание полиции Детройта и строит заводы для Большой Детройтской тройки - Chrysler, General Motors и Ford.
Знаете на ком Альберт Кан заработает больше всего денег? На СССР. Туда его привело почти полное отсутствие контрактов и угроза банкротства. Можно сколько угодно быть прекрасным Американским архитектором, но когда страна голодает - ей не до большой стройки.
Альберт и его команда за всю индустриализацию спроектирует более 500 предприятий. Среди его творений знаменитый Сталинградский Тракторный завод. Кан его первоначально построил в США, однако потом демонтировал, погрузил на сотню транспортных кораблей и отвез в СССР, где соберет его всего за 6 месяцев.
Конечно же несколько лет такой продуктивной стройки приносят Кану хорошие деньги, а Советскому Союзу обойдутся в $2млд. (на сегодня это примерно $250млд.).
Тут возникает вопрос: почему так мало говорят о человеке, который по сути спроектировал индустриализацию страны? Потому что принято считать, что энтузиазм Советского человека победил капиталистический инженерный опыт, а при таком раскладе большое количество иностранцев филиал фирмы Кана (Albert Kahn) в России носит название ГосПроектСтрой.
Пришла Великая Отечественная война. Вся страна и естественно вся промышленность живет под лозунгом: "Все для Родины. Все для победы". По статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был изготовлен из Магнитогорского металла. Именно того завода, который 10 лет назад начала проектировать Американская компания Arthur G. McKee & Company из Кливленда. Это предприятие является увеличенной копией захода United Stated Steel в штате Индиана. На саму стройку в Магнитогорск приедет 800 иностранных специалистов. Центральную электростанцию сделает Немецкая компания AEG, другие Немцы, из компании KRUPP, займутся огнеупорным производством, а Британцы горнорудным.
Конечно Советские инженеры с иностранной помощью очень быстро учатся, а рабочие на энтузиазме бьют все немыслимые рекорды по скорости стройки. Те же Американцы не верили, что "Магнитку" можно было построить всего за пару лет.
Вы хотите нестись на всех парах. Слишком спешите. Самый большой металлургический завод - наш Американский "Герри" - строился 12 с половиной лет. Прибавьте еще 11 лет на его проектирование. А вы надеетесь за три года запустить комбинат!
Альберт Кан
Но прогнозы Американские так и не сбудутся - "Магнитку" построят всего за три года. Правда главных героев-управленцев того трудового подвига, Советских граждан Гугеля, Марьясина и Валериуса в конце 30-х расстреляют. Эти имена Вы скорее всего слышите впервые, да и тут же забудете, зато хорошо запоминаются разговоры, что если бы не Сталин, то никакой бы индустриализации не было.
Но на самом деле, никакой индустриализации бы не было, если бы не случилось взаимовыгодного сотрудничества. Да, что тогда, что сейчас ни одна экономика мира не способна все производить в одиночку - нужно либо что-то у кого-то закупать, либо то, что ты производишь кому-то продавать. Все остальное - удобные мифы.
Сотрудничество с другими дает возможность сделать свое лучше, а изоляция и самоизоляция приведет только к саморазрушению.
Благодарю Вас за то, что дочитали эту статью до конца.
Текст является авторским, фотографии взяты из открытых источников.
Так же Вы может поддержать автора донатом по этой ссылке.
Заработай прямо сейчас 500 рублей на оформлении СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНОЙ карты Росбанка нажав сюда.
#СССР #США #ссср и америка #индустриализация