«Безопасность – это условие, благодаря которому становится возможным все остальное». Эмма Ротшильд.
Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности.
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха, способ существования человека.
Или с физиологической точки зрения: под «жизнедеятельностью», как правило, понимают совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.
Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Таким образом, жизнь человека как биологического и общественного существа проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.
С позиций медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность – как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть - жизненно важных функций.
Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук.
Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.
Введение в проблему: основные понятия, термины, определения.
Методология – это учение об организации деятельности. Предложенное определение детерминирует предмет методологии – организация деятельности.
Методологически исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях:
- как профессиональной деятельности;
- как научной теории;
- как учебной дисциплины.
В настоящее время возникла потребность в разработке целостной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности – «практика–теория– образование».
В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.
Как профессиональная деятельность, безопасность жизнедеятельности – область практической деятельности, направленная на сохранение жизни и здоровья людей в различных условиях, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Как научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Как научная и учебная дисциплина, безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения:
1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна;
2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают человеку, обществу и государству. Поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек;
3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью принято понимать такой уровень опасности, с которым можно смириться;
4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные.
Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах «человек–техника–среда» с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.
Экология – это наука об отношениях животных и растительных организмов со средой обитания.
Ноксология – изучает происхождение и совокупное действие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опасностями человеку и природе.
Цель БЖД – создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
Задачи БЖД - формирование у человека мировоззрения и культуры безопасной жизни, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения комфортной и безопасной жизни и для сохранения допустимого качества среды обитания.
Объектами БЖД являются человек и коллективы людей.
Предмет исследований в БЖД – опасности и их совокупности, действующие в системе «человек–источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей.
Основные понятия безопасности жизнедеятельности
Понятие «Жизнедеятельность» состоит из двух компонентов — «жизнь» и «деятельность», поэтому определим сначала содержание каждого из них. Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своих функций, разных форм движения, возможность приспосабливаться к окружающей среде, наличие обмена веществ и реакций на раздражители.
Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими - физической, химической, энергетической и т.п.
Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания. Формы деятельности разнообразны.
Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.
Жизнедеятельность – процесс взаимодействия организма человека, личности с потоками вещества, энергии, информации окружающей среды, как в трудовой деятельности, так и условиях отдыха, быта, миграции для удовлетворения своих потребностей.
Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное наносить вред самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Безопасность - состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует возможность реализации чрезвычайной ситуации.
Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытывавших техногенных воздействий.
Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека.
Важное методологическое значение безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины имеет изучение закономерностей возникновения угроз, опасностей и способов эффективной защиты от них социума (человека, общества, человечества) и окружающей его среды в любых условиях жизнедеятельности.
Значительную роль в создании благоприятной среды обитания и в рациональном использовании имеющихся средств защиты играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности».