Найти в Дзене
лЭмур

Методологические основы безопасности жизнедеятельности человека

«Безопасность – это условие, благодаря которому становится возможным все остальное». Эмма Ротшильд. Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха, способ существования человека. Или с физиологической точки зрения: под «жизнедеятельностью», как правило, понимают совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью. Таким образом, жизнь человека как биологического и общественного существа проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и
Оглавление
*Не является официальным логотипом БЖД
*Не является официальным логотипом БЖД
«Безопасность – это условие, благодаря которому становится возможным все остальное». Эмма Ротшильд.

Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха, способ существования человека.

Или с физиологической точки зрения: под «жизнедеятельностью», как правило, понимают совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.

Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Таким образом, жизнь человека как биологического и общественного существа проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

С позиций медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность – как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть - жизненно важных функций.

Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук.

Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.

Введение в проблему: основные понятия, термины, определения.

Методология – это учение об организации деятельности. Предложенное определение детерминирует предмет методологии – организация деятельности.

Методологически исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях:

  1. как профессиональной деятельности;
  2. как научной теории;
  3. как учебной дисциплины.

В настоящее время возникла потребность в разработке целостной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности – «практика–теория– образование».

В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.

Как профессиональная деятельность, безопасность жизнедеятельности – область практической деятельности, направленная на сохранение жизни и здоровья людей в различных условиях, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Как научная и учебная дисциплина, безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна;

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают человеку, обществу и государству. Поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек;

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью принято понимать такой уровень опасности, с которым можно смириться;

4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные.

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах «человек–техника–среда» с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.

Экология – это наука об отношениях животных и растительных организмов со средой обитания.

Ноксология – изучает происхождение и совокупное действие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опасностями человеку и природе.

Цель БЖД – создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Задачи БЖД - формирование у человека мировоззрения и культуры безопасной жизни, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения комфортной и безопасной жизни и для сохранения допустимого качества среды обитания.

Объектами БЖД являются человек и коллективы людей.

Предмет исследований в БЖД – опасности и их совокупности, действующие в системе «человек–источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей.

Основные понятия безопасности жизнедеятельности

Понятие «Жизнедеятельность» состоит из двух компонентов — «жизнь» и «деятельность», поэтому определим сначала содержание каждого из них. Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своих функций, разных форм движения, возможность приспосабливаться к окружающей среде, наличие обмена веществ и реакций на раздражители.

Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими - физической, химической, энергетической и т.п.

Деятельностьэто активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания. Формы деятельности разнообразны.

Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

Жизнедеятельность – процесс взаимодействия организма человека, личности с потоками вещества, энергии, информации окружающей среды, как в трудовой деятельности, так и условиях отдыха, быта, миграции для удовлетворения своих потребностей.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное наносить вред самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Безопасность - состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует возможность реализации чрезвычайной ситуации.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытывавших техногенных воздействий.

Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека.

Важное методологическое значение безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины имеет изучение закономерностей возникновения угроз, опасностей и способов эффективной защиты от них социума (человека, общества, человечества) и окружающей его среды в любых условиях жизнедеятельности.

Значительную роль в создании благоприятной среды обитания и в рациональном использовании имеющихся средств защиты играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности».