Школьная программа Китая пополнится новым предметом. Юные жители КНР начнут изучать бытовые навыки: уборку, организацию жилища, приготовление пищи. А поскольку аналогичный предмет существует в России с незапамятных времен, возникает подозрение: не скопировали ли китайские товарищи еще одну отечественную наработку.
Стандарты учебной программы, включающие обучение бытовым навыкам, опубликовало министерство образования КНР. Авторитетный китайский журнал Global Times со ссылкой на информационное агентство «Синьхуа» сообщает, что новый предмет появится в школах уже с сентября.
Журнал «Слово и Дело» связался со старшим научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН, специалистом в области истории и культуры Китая Аллой Верченко, чтобы выяснить, что подвигло руководство КНР ввести в систему образования новый предмет и нет ли в этом решении копирования российской практики.
Пришедшая из Китая новость позволяет заподозрить, что жители Поднебесной привыкли питаться вне дома и постепенно утратили важный бытовой навык приготовления пищи. Однако такое предположение было бы в корне неверным.
«Дома китайцы, конечно, готовят. Причем в Китае этим чаще занимаются мужчины. Муж рано утром отправляется на рынок или в магазин, приносит продукты и готовит. Конечно, они едят и на улице. У них очень известны вечерние рынки. Еще, в отличие от нас, у китайцев считается, что гостей нужно приглашать не домой, а в ресторан. Но дома они тоже готовят», — рассказала Алла Верченко.
Она отметила, что в любом городе Китая хватает различных ресторанов. Но причина появления нового предмета кроется скорее не в доступности, в том числе и финансовой, общественного питания, а в желании правительства страны воспитать более ответственных, способных обеспечивать себя самостоятельно граждан.
«Возможно, хотят вернуть современных китайцев в традиционную китайскую струю. Потому что все эти маленькие императоры растут белоручками, вот и решили привлечь их к рукоделию. У них сейчас идет возвращение к традициям. Предположений может быть сколько угодно, но в любом случае это хорошо», — считает эксперт.
В России обучение бытовым навыкам со времен Советского Союза не только не исчезло из школьной программы, но и получило новое дыхание после преобразования привычных «трудов» в современную «технологию». Несмотря на это, Алла Верченко не считает, что китайцы пользовались наработками северного соседа для улучшения школьной программы.
«Китай копировал нас в 50-е. Тогда мы послали большую группу учителей, специалистов, педагогов-теоретиков. Все учебные программы в Китае от начальной до старшей школы были советские, программы вузов были советские. До сих пор в вузовских библиотеках хранятся учебники на русском языке. Но это было в первой половине 50-х годов. Потом китайцы подросли и решили, что что-то можно брать, а что-то не нужно. Сейчас у них скорее западная система образования», — объяснила она.
Кроме того, как отмечает эксперт, Китайцы сейчас не любят вспоминать, что им кто-то помогал. Даже несмотря на хорошие отношения между нашими странами. Делают вид, что сами шли, шли и до всего дошли. И если сейчас какие-то детали подглядели в России, то об этом они не скажут.
В том, чтобы перенимать ценный иностранный опыт, нет ничего плохого. Но в случае с новым предметом кое-чему стоит поучиться как раз России. Речь идет об отношении работников на местах к решениям правительства.
«Это указание министерства образования будет введено и реализовано, потому что, если в Китае что-то запускается, тут же назначается тот, кто будет за это отвечать. И будут проверять. Например, не очень давно ввели регламент, что дети начальной школы должны спать десять часов, учащиеся средней школы — девять часов, а старшеклассники — восемь. Для того чтобы они хорошо отдыхали и лучше учились. Даже такие вещи там регламентируются и соблюдаются», — подчеркнула Верченко.
Ранее политолог, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин рассказал журналу «Слово и Дело», почему Китай не присоединится к антироссийской коалиции Запада, но и торопиться демонстративно вставать на сторону Москвы тоже не будет.