Цель: прививать любовь к литературному чтению и книгам.
Задачи:
Закрепить и обобщить полученные знания о литературных и народных сказках.
Показать детям величие и красоту народных и литературных сказок.
Способствовать обогащению знаний, развитию речи.
Ход игры
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить вашу эрудицию и сообразительность, знание текстов книг русских и советских писателей.
Выбор капитанов команд, названия команды и девиза. Представление.
1. Конкурс “Разминка”
Задание – за одну минуту ответить на большее количество вопросов.
Вопросы первой команде:
Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)
Как называлась газета, которую выпускал В. Бианки? (“Лесная газета”)
В названии какой птицы сорок гласных букв? (Сорока.)
Самая первая обувь малыша. (Пинетки.)
Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, берёзовые.)
Какая рыба называется именем человека? (Карп.)
Друг Винни-Пуха. (Пятачок.)
Самый маленький палец руки. (Мизинец.)
Модель Земли. (Глобус.)
Что вытаскивали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (Репку.)
Вопросы второй команде:
Какие города носят названия рыб? (Судак. Калуга.)
Что растёт на ёлке? (Шишки да иголки.)
Последний день недели. (Воскресенье.)
Лучшее лекарство для Карлсона. (Варенье.)
Начинка для мясного пирога. (Фарш.)
Что растёт со шляпкой? (Гриб.)
Самая длинная параллель земного шара. (Экватор.)
Первый в мире лётчик-космонавт. (Ю.Гагарин.)
Что выманивала Лиса у Вороны в басне И. Крылова? (Сыр.)
Сколько нулей в числе сто? (Два.)
2. Конкурс “Портретная галерея”
Ведущий зачитывает командам задания по очереди. Если команда не может ответить на своё задание, то право ответа переходит к соперникам.
Вопрос: Кто это, откуда?
Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. Он хоть роста небольшого, да сменит коня другого. “Как пущусь да побегу, так и беса настигну” - говорит о себе. (Конёк-Горбунок. П.П. Ершов “Конёк-Горбунок”)
Это весёлый пёсик, у него чёрная шерсть, остренькие уши и маленькие, забавно блестящие глазки. Из-за него его хозяйка попала в Волшебную страну. (Тотошка. А.М. Волков “Волшебник Изумрудного города”)
Это страшный великан. Он рыжий, усатый, рычит и кричит, может шевелить усами. Его боятся все звери и разбегаются по лесам, по полям, лишь завидев его. Сидят и дрожат под кусточками, прячутся за болотными кочками. (Тараканище. К.И. Чуковский “Тараканище”)
Когда он появился на свет, то был огромный и некрасивый, не как его братья и сёстры. Его мама считала, что он хоть и некрасив, но у него доброе сердце, что когда он вырастет, то похорошеет или станет со временем поменьше. Его долго все обижали, он перенёс много горя и бед. И в конце концов он стал прекраснейшим между прекрасными, но нисколько не возгордился: доброе сердце не знает гордости. (Гадкий утёнок. Г.Х. Андерсен “Гадкий утёнок”)
Этот козёл особенный. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. В каком месте топнет правой передней ножкой – там и появится дорогой камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. (Серебряное копытце. П.П. Бажов “Серебряное копытце”)
Это маленький, но храбрый зверёк. В ночь, когда луна была полной и светлой, мама первый раз в жизни послала его к быстрому ручью за раками. Ему надо было перейти через большое дерево, которое было перекинуто через пруд. Но ему кто-то мешал. Не помог ни большой камень, ни палка, ни страшные рожи, а помогла выполнить поручение...улыбка. (Крошка Енот. Л.Муур “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”.)
3. Конкурс “Кто здесь был и что забыл?”
Для конкурса нужны предметы или их изображения. Ведущий показывает командам предмет-загадку. Задание – назвать произведение (и его автора), где этот предмет встречается.
Предметы-загадки:
Азбука. (А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
Веретено. (Ш. Перро “Спящая красавица”.)
Короб. (Русская народная сказка “Машенька и медведь”.)
Красная шапочка. (Ш. Перро “Красная шапочка”.)
Горошина. (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)
Туфелька. (Ш.Перро “Золушка”.)
Монетка. (К.Чуковский “Муха-Цокотуха”, А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
Сапог. (Ш. Перро “Кот в сапогах”.)
Горшочек. (Братья Гримм “Горшочек каши”)
Верёвка. (А.Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”.)
Воздушный шарик. (А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”.)
Банка с вареньем. (А.Линдгрен “Малыш и Карлсон”.)
4. Конкурс “Сказочный алфавит”
Каждая команда получает лист бумаги с написанным на нём алфавитом. Задание- вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита.
Примеры:
А – Алёнушка, Айболит, Алиса;
Б – Буратино, Базилио
В – Винни-Пух, Василиса Премудрая;
Г – Герда, крокодил Гена, Гулливер;
Д – Дюймовочка, дядя Фёдор;
Е – Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;
Ж – Жучка;
З – Золушка;
И – Иванушка;
К – Колобок, Кай;
Л – лягушка-путешественница;
М – Мауги, Машенька;
Н – Незнайка;
О – Оловянный солдатик, Оле-Лукойе;
П – Пятачок;
Р – Рикки-Тики-Тави, Рике с хохолком;
С – Салтан, Суок, дядя Стёпа;
Т – Том Сойер, тараканище;
У – Урфин Джюс;
Ф – Финист, Федора;
Х – Хаврошечка, Хоттабыч;
Ц – Царевна-лягушка;
Ч – Чиполлино, Черномор;
Ш – Шапокляк;
Щ – щука;
Э – Элли, эльфы;
Я – баба Яга.
5. Конкурс “Продолжи стихотворение”
Ведущий начинает читать стихотворение, а команда должна продолжить его (несколько строк), вспомнить автора и название.
1. А.С. Пушкин “Сказка о попе и о работнике его Балде”.
Жил-был поп,
Толоконный лоб...
(Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.)
3. А.С. Пушкин “Уж небо осенью дышало...”
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...
(Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.)
4. К.И. Чуковский “Тараканище”
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот...
(Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.)
6. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.
1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)
Подведение итогов. Награждение.