Найти тему

Dramma per musica: Расцвет итальянской оперы на рубеже XVII-XVIII вв

Оглавление

Итальянская опера — это очень важный элемент культурной и политической жизни Европы XVII-XVIII веков. Невозможно понять общество того времени, не познав его величайшей любви и слабости к оперному искусству.

 

Габриель-Жак де Сент-Обен. «Представление балета Ж.-Б. Люлли «Армида» в зале Парижской оперы в 1761 году». Бумага, карандаш, акварель, гуашь. Музей изобразительных искусств, Бостон
Габриель-Жак де Сент-Обен. «Представление балета Ж.-Б. Люлли «Армида» в зале Парижской оперы в 1761 году». Бумага, карандаш, акварель, гуашь. Музей изобразительных искусств, Бостон

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

В эти времена почти вся Европа поддалась обольстительной силе и обаянию оперы, особенно ее итальянская версия стала страстью монархов, покровительствующих созданию новых музыкальных произведений. Чрезвычайная популярность этого вида развлечения подтверждается многими сохранившимися источниками, такими как письмо анонимного автора из Венеции (1697 г.): «Действительно, сегодня музыкальные оперы стали настолько известны во всех местах Италии, что не только в знаменитых городах, но и во многих селениях есть свои оперные певцы».

В Италии оперные спектакли ставились в крупных городах, таких как Венеция, Рим, Неаполь, где наряду с публичными театрами существовали частные сцены. Опера, или, вернее, Dramma per musica, если говорить терминами эпохи, — искусство синтетическое, десятилетиями формировавшее вкусы современников. С помощью множества муз (поэзии, музыки, танца, пантомимы, живописи, костюмов, мастерского пения и актерского мастерства) опера искушала современных зрителей и привлекала их в театры.

-2

Dramma per musica — «Драма в музыке»

Этот синтез драматического искусства и музыки начался с основания Флорентийской камераты, участники которой были вдохновленными поклонниками классической греческой трагедии с ее совершенной поэзией и прекрасными хорами.

Эта важная в истории музыки группа аристократов дала толчок к созданию нового типа музыки — монодии аккомпанемента, а, следовательно, и всей последующей оперы. Вскоре подобные сочинения были написаны в Риме и в Венеции, ставшей в XVII веке главным центром Dramma per musica.

Либретто итальянской оперы обычно было трехактным, разделенным на множество сцен, построенных в результате речитативов, арий и ариозо. В конце действия появлялись ансамбли (дуэт или трио), а в финале звучал хор примирившихся героев. Переодевания, маски, обычное притворство переплетались со сценами с привидениями, убийствами или самоубийствами.

Людовико Антонио Муратори, знаменитый историограф своего времени, признавал, что современная опера несовершенна с точки зрения драматической ценности, что избыток музыки и популярность сопрано сделали оперное искусство нежным и деликатным. Муратори считал, что оперный театр подрывал достоверность сценического действия и не выполнял воспитательной функции для зрителя. На основании его мнения ни у кого не возникло сомнений в том, что оперу следует реформировать.

Людовико Антонио Муратори
Людовико Антонио Муратори

Первые существенные изменения стали появляться в области венецианской оперы. Именно здесь вы можете быстро заметить смену поколений художников и работы новых либреттистов, таких как граф Джироламо Фриджимелика Роберти, Франческо Сильвани или Агостино Пьовене.

Девизом их работы была мысль, о том, что они намерены сделать оперное либретто чем-то больше, чем просто развлечение. Чтобы показать нравственные установки героев, их достоинства, подчеркнуть этические ценности сочинений, поэты нового венецианского поколения обратились к истории как к источнику многих подобных примеров.

Смена поколений также произошла в кругу композиторов, пишущих для венецианских оперных театров. В театрах стала звучать музыка таких композиторов, как Карло Франческо Поллароло, Джакомо Антонио Перти, Марк Антонио Зиани, Антонио Лотти, Алессандро Скарлатти, Томазо Альбинони и АнтониоЛюдовико Антонио Муратори Вивальди. Венецианские сцены также открылись для изменений, исходящих извне, в основном из Неаполя.

В таком виде итальянская опера дошла до наших дней. Несмотря на предпринятые попытки превратить оперу, по примеру французской трагедии, в 5-актное произведение, Dramma per musica сохранила свою 3-актную структуру.

Алессандро Скарлатти
Алессандро Скарлатти

Сцена также превратилась в упорядоченную последовательность арий и речитативов. Арии, наиболее охотно использовавшиеся композиторами, характеризуются контрастностью аффектов. В повторяющейся части арии певец может похвастаться своим вокальным мастерством – бесконечными колористиками, трелями и долгим дыханием.

Благодаря композиторам этих веков итальянская опера превратилась в публичное зрелище, в котором представлено прекрасное исполнение драматических произведений, стихи которых поются и сопровождаются инструментальной музыкой, танцами, балетом, спектаклем с восхитительными костюмами, декорациями и изумительной техникой.

Любите ли вы оперу? Если да, то какую, каких композиторов? Пишите в комментариях!

——————————————————————————————————

Смотрите также:

——————————————————————————————————

Канал «Поэтический кабачок»:

Поэтический кабачок | Yandex Zen

Страничка на «Меценате» — месте, где поддерживают творческих людей

——————————————————————————————————

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.