40,5K подписчиков

НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 5

480 прочитали

Авторский материал. В нескольких частях.

Продолжение. Часть 1: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ

Часть 2: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 2

Часть 3: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 3

Часть 4: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 4

5. В ТРАМВАЕ – К ЦЕНТРУ ГРАДА-ЮБИЛЯРА.

Следуя далеко не лучшей отечественной традиции для учреждений подобного рода, на ближайших к нижегородскому трамвайному депо № 1 остановках общественного транспорта начисто отсутствуют какие-либо упоминания о действующем на предприятии Музее, не говоря уже про время и порядок его посещения (Предварительно созвониться? По-современному зарегистрироваться на сайте???). Хорошо хоть, практически всю экспозицию образцов подвижного состава можно рассмотреть прямо с улицы через высокий решётчатый забор. Вагоны расставлены на трёх параллельных путях (на самом дальнем от ограды – «условно-работоспособные» МТВ-82 и ЛМ-49), а троллейбусы МТБ-82 и ЗиУ-5 – поперёк того «мини-веера»; в отдалении просматривается также один из новейших трамваев-ретро 71-415Р. С наружной стороны забора – рельсовая петля конечной станции, которая, судя по обилию растительности вплотную к путям и – пыли на скамейке остановочного павильона, почти не используется: вагоны, как правило, оборачиваются через территорию депо, и «ловить» их имеет смысл уже на следующей остановке «Улица Генерала ИВЛИЕВА (1916-1966, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944), генерал-лейтенант; УЖ НЕ РОДСТВЕННИК ЛИ НЫНЕШНЕЙ «рекламной звёздочке» Насте???)» парой сотен метров далее.

Уже начинающий забываться в Москве высокопольный 71-608КМ везёт меня к центру города по 27-му маршруту: Депо № 1 – Московский вокзал. Кондуктора нет, поскольку абсолютное большинство пассажиров того района – постоянные пользователи разного рода долговременных проездных документов, ну а редких гостей вроде меня «обилечивает» водитель, мимо которого – только в переднюю дверь – полагается заходить. Электротранспортное руководство всё обещает «скорую» установку по всему салону дополнительных электронных валидаторов, что позволит разрешить посадку в любые двери, коих у 71-608КМ, напомним, без малого четыре, включая две средние – двойной ширины… Где-то 20-летний вагон, даже при отсутствии кондуктора, вполне ухоженный: ничего не бренчит и не болтается; на всех светильниках – «штатные» заводские плафоны; сидения и внутренняя пластиковая обшивка – без малейших повреждений и «граффити»; аудиоинформатор исправно и чётко объявляет остановки!

Трамвай 71-608КМ 27 маршрута на остановке Московский вокзал
Трамвай 71-608КМ 27 маршрута на остановке Московский вокзал

А вот что-то новенькое! На ещё изначальном, в виде перематываемой с валика на валик гибкой ленты, лобовом указателе маршрута встречного 71-608КМ значится: «5. МЫЗА – Улица МАСЛЯКОВА» вместо неизменного вот за уже почти столетие/!/ работы нижегородской «пятёрочки» «МЫЗА – Площадь ЛЯДОВА». Через пару остановок вижу: примерно половина внушительной, вокруг нескольких кварталов исторического района ЛАПШИХА, рельсовой петли, примыкающая к означенной площади, разобрана, как пока обещается, для ремонта. Вот и пришлось продлить маршрут по части охватывающего весь центр Нижнего Новгорода «Городского кольца» к обычно неиспользуемой, но – благоразумно сохраняемой конечной станции на самом верху живописного, крутого да извилистого, ПОХВАЛИНСКОГО Съезда. С середины 1920-х годов и до самого конца ХХ века там тянулась вниз – к КАНАВИНСКОМУ мосту через ОКУ – одна из важнейших в городе трамвайных линий. Помимо оживлённого пассажирского движения, «сплотка» из двух миниатюрных двухосных электровозиков ГЭТ (= Государственный Электротехнический Трест) перевозила там, в том числе – все труднейшие годы Великой Отечественной войны, также двухосные НТВ ( = Нормальные (т.е. Стандартные) Товарные Вагоны полного железнодорожного габарита) между уже знакомыми нам Московским вокзалом и станцией МЫЗА! Неудивительно, что и городское Трамвайно-Троллейбусное управление, ныне – Муниципальное предприятие (МП) «Нижегородэлектротранс», размещалось, вплоть до совсем недавнего переезда на НАРОДНУЮ улицу, 43а, именно «на гребешке» одного из холмов над ПОХВАЛИНСКИМ Съездом. Ну а имя МАСЛЯКОВА историческая ПРЯДИЛЬНАЯ улица получила в память местного уроженца, совсем молодым (1925-1943) павшего при форсировании Днепра в период Великой Отечественной войны, и удостоенного за то высокого звания Героя Советского Союза!

Большинству пассажиров такое продление «пятёрочки» пришлось по душе, позволив без дополнительных пересадок подъезжать гораздо ближе к самому центру города и – единственной до сих пор в нём станции метро: «ГОРЬКОВСКОЙ». Не исключсено, что маршрут сохранит такую конфигурацию и в дальнейшем, особенно – если удастся осуществить упоминавшиеся мной ранее планы продления его также в противоположном направлении: от МЫЗЫ до ЩЕРБИНОК. Ну а целый ряд профессиональных градостроителей и электротранспортников выступают также за доведение этой подлинной трамвайной магистрали от площади ЛЯДОВА по кратчайшему пути к действующей в самом Центре конечной станции «ЧЁРНЫЙ ПРУД», для чего не имеющий до сих пор путей тесноватый исторический центральный участок ОШАРИНСКОЙ улицы (где до самого начала ХХ века лихие люди нередко «ошаривали» богатеньких и, от того, беспечных гостей знаменитых НИЖЕГОРОДСКИХ ярмарок!), пожалуй, придётся сделать трамвайно-пешеходным вовсе без автомобильного движения.

Анализируя всё это по карте, едва не уезжаю 27-м маршрутом круто вниз/!/ из Центра: мимо прежнего АВТОВОКЗАЛа к МОЛИТОВСКОМУ мосту через ОКУ: перепад высот около 90 метров! Выскочив в последний момент на остановке уже после поворота «Городского кольца» на ИЛЬИНСКУЮ улицу, сразу замечаю вдали нечто хорошо знакомое и, одновременно, необычное. Да это же старый, добрый четырёхосный трамвай типа РВЗ-6, спроектированный вскоре же после Великой Отечественной войны, к 1950 году (изначальный проект обозначался РВЗ-50), в подражание получившим тогда всемирную известность новаторским вагонам PCC(«Пи-Си-Си», англ. Presidental Conference Committee= Комитет конференций руководителей трамвайных предприятий) производства США! Достаточно надёжные, вместительные, комфортабельные, и, что важно, безопасно преодолевавшие холмистый рельеф города трамваи РВЗ-6 нескольких поколений массово служили горьковчанам и, затем, нижегородцам с начала 1960-х годов и до первых лет XXI века. Тот, что приближается ко мне, под деповским № 2199, был изготовлен в 1979 году по уже дважды доработанному к тому времени проекту РВЗ-6М2, предусмотревшему, среди прочего, формирование из двух, а то и трёх подобных вагонов настоящего мини-поезда, управляемого одним водителем из головной кабины по так называемой «системе многих единиц».

Вагон РВЗ-6М2 номер 2199 на Зеленском съезда, фото https://transphoto.org/photo/1239765/?lang=ru, автор Антон triangel
Вагон РВЗ-6М2 номер 2199 на Зеленском съезда, фото https://transphoto.org/photo/1239765/?lang=ru, автор Антон triangel

Верой и правдой отслужив на маршрутах четверть века, включая весь/!/ столь неоднозначно оцениваемый ныне период 1990-х годов, вагон тот, в отличие от многих своих «ровесников» настолько сохранил конструктивную прочность, что был предложен тогдашним мэром НИЖНЕГО НОВГОРОДА Олегом КОНДРАШОВым для переоборудования в экскурсионный. Тогда, к середине второго десятилетия уже нового, XXI века, в историческом Центре удалось обустроить две довольно протяжённые заповедно-пешеходные улицы: БОЛЬШУЮ ПОКРОВСКУЮ – «наверху» гряды холмов, известных как ДЯТЛОВЫ ГОРЫ и РОЖДЕСТВЕНСКУЮ – «внизу», параллельно берегу ВОЛГИ с многочисленными причалами туристских теплоходов. Ещё с 1923 года улицы те связывала через крутой и живописный ЗЕЛЕНСКИЙ Съезд одна из старейших в городе трамвайных линий, практически утратившая сугубо транспортное значение после долгожданного открытия параллельного перегона метро «МОСКОВСКАЯ – ГОРЬКОВСКАЯ» и – снятия путей с признанного аварийным КАНАВИНСКОГО моста через ОКУ. В 2014 году, устроив на правобережной предмостовой площади БОГОЯВЛЕНИЯ оборотную рельсовую петлю, по той линии проложили новый маршрут № 11 «ЧЕРНЫЙ ПРУД – Площадь БОГОЯВЛЕНИЯ», вполне достаточным для которого даже в период летней туристской навигации с конца апреля по сентябрь оказалось движение раз в полчаса одного-единственного четырёхосного вагона. Первоначально таковым стал 71-608КМ № 1211, щедро разрисованный снаружи «под ХОХЛОМУ» силами местного Художественного фонда «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СТОРОНА», тогда как наш РВЗ-6М2 № 2199 был впервые показан в новом качестве 14 мая 2015 года: за пять дней до 119-ЛЕТИЯ нижегородского электротранспорта. Чтобы пассажирам того вагона ничто не заглушало голос экскурсоводов, трамвайщики пошли на далеко не бесспорную… ликвидацию типичного для всех разновидностей РВЗ-6 пневматического оборудования с его колоритными «вздохами» и периодическим тарахтением компрессора под полом. Взамен «родных» тележек с цилиндрами пневматического тормоза вагон переставили на всецело электрическую ходовую часть от КТМ-5М3 (71-605М), контакторно-реостатную систему управления тяговыми электродвигателями заменили современным блоком IGBT; полностью переоборудовали водительскую кабину, а в салон – добавили сидений, в том числе – полностью ликвидировав заднюю накопительную площадку. На крыше появился белый «сундучок» кондиционера на весь салон, а лобовой указатель маршрута – сменил уютно-«тёплое» свечение лампочек накаливания ледяным серебром новомодных светодиодов. По словам упоминавшегося уже мэра Олега КОНДРАШОВа, всё это обошлось около 11 миллионов рублей в ценах 2014-го года. В случае успеха, тот руководитель обещал аналогичную переделку также нескольких потихоньку списывавшихся с маршрутов «ТАТР Т-3», а то – и РВЗ-6М2, успевших стать различными спецвагонами…

71-608КМ на маршруте 11, 2014 год, фото https://transphoto.org/photo/761673/?&lang=uk, автор  Кочешков Александр
71-608КМ на маршруте 11, 2014 год, фото https://transphoto.org/photo/761673/?&lang=uk, автор Кочешков Александр

Впрочем, хорошо и так, тем более, что оплачивается поездка водителю или кондуктору по обычному тарифу; бонусом идёт фонограмма о видимых в пути достопримечательностях! Опустившись на одно из аутентично-«пухленьких» сидений, предаюсь воспоминаниям.

…В далёком-далёком уже 1977 году мой папа (Царствие Небесное!) сугубо по-большевистски приветствовал близившееся тогда 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции, выполнив, за счёт выходных и перерывов, план первого полугодия уже к празднованию 22 апреля очередной годовщины со дня рождения В.И.Ленина, ту самую революцию осуществившего. Такой энтузиазм был вознаграждён внеочередным папиным отпуском и солидной денежной премией, которыми вся наша семья воспользовалась для совершения трёхнедельного теплоходного круиза по ВОЛГЕ МОСКВА – АСТРАХАНЬ – МОСКВА, по ходу которого я впервые побывал в большинстве городов с «Главной улицы РОССИИ», включая и ГОРЬКИЙ, как именовался НИЖНИЙ НОВГОРОД на протяжении 1932-1991 годов.

Трамвай РВЗ-6 №2115 на улице Маяковского 1970-79гг., фото https://pastvu.com/p/410196
Трамвай РВЗ-6 №2115 на улице Маяковского 1970-79гг., фото https://pastvu.com/p/410196

Для экскурсии по городу к причалу подали пёструю кавалькаду ещё сравнительно современных тогда экскурсионных «машек»: автобусов ЛАЗ-697М «Турист». Вверх по ЗЕЛЕНСКОМУ Съезду они устремились наперегонки с достаточно частыми тогда трамваями РВЗ-6М маршрута № 1. По сравнению с МОСКВОЙ, меня сразу же удивили … рекламные щиты «Цирк! Новая программа!!!», «Пейте соки-воды» и т.п., установленные на плоских, средних частях крыш тех, вообще-то, сильно обтекаемых вагонов и обращённые к тротуарам! Что до, что после того, аналогичное доводилось видеть лишь на архивных фотографиях первой половины ХХ столетия: БФ и КМ, как столицы, так и совсем ещё тогда патриархального НОГИНСКа, при несравненно более плоских крышах, завершали службу на рубеже 1960/70-х годов уж точно БЕЗ рекламы… Зато – освещаемые головные указатели маршрутов горьковских РВЗ-6М содержали один только номер, а их секции для указания конечных пунктов заполнялись лишь… пАрными силуэтами символизирующих город с давних пор оленей, «скакавших» друг навстречу другу по матовому стеклу… На «Городском кольце», по которому я вновь еду сегодня, тогда впервые довелось воочию ознакомиться с более вместительными КТМ-5М3, в нагорной части города, впрочем, не прижившимися, сосредоточенными вскоре же и до сих пор исключительно на равнинном и – весьма оживлённым до пуска метро АВТОЗАВОДском направлении… В следующий, уже самостоятельно-познавательный приезд февраля 1987 года (советские студенты-очники на протяжении учебного года, включая зимние каникулы, могли путешествовать даже в купейных вагонах «фирменных» поездов за половину основного тарифа: до сих пор жалею, что весь ТРАНССИБ тогда не проехал!) на горьковской «единичке» курсировали уже несравненно более вместительные «системы многих единиц» из РВЗ-6М2 без всяких реклам и оленей. Как назло, морозная и, одновременно, влажная тогда погода покрыла ВСЕ окна салонов толстым слоем наледи, которую наиболее упорные пассажиры лишь местами, да и то ненадолго, пытались соскабливать монетками и другим подручным инструментом! Зато – в тот хмурый день свет в вагонах включили много ранее уличного, сделав трамваи этакими сказочными фонариками, эффектно озарявшими обе стороны пути! А вот лобовые стёкла водительских кабин оставались совершенно прозрачными: предприятие явно подготовилось к безопасной зимней работе…

За этими приятными воспоминаниями старина-РВЗ возвращает меня к уже виденному утром из автобуса Парку имени КУЛИБИНа. Повторение, конечно, мать учения, но – пересяду-ка лучше в как раз показавшийся на встречном курсе один из новейших трамваев-ретро 71-415Р! Полшага с асфальта в низкопольный салон – словно на полвека назад: в один из последних московских КМ, списанных в большинстве депо столицы весной 1972-го и лишь в КРАСНОПРЕСНЕНСКОМ – прослуживших ещё два года! Жёсткие полированные сидения лицом друг к другу (официально – «по типу купе»), ременные скобы на горизонтальных поручнях – для низкорослых пассажиров, желтоватый свет потолочных плафонов: здравствуй, детство, я вернулся… Немного смущает лишь полуторная ширина ВСЕХ сидений, очевидно, рассчитанных, максимум, на взрослого с малышом или же – объёмистыми сумками. Почему бы не применить давно испытанную компоновку 2+1, чтобы как можно больше пассажиров, комфортно и безопасно усевшись, созерцали бы окрестную старину, о которой беспрестанно, но – отнюдь не навязчиво вещает аудиоинформатор???

Салон вагона 71-415Р, фото vsenovostint.ru
Салон вагона 71-415Р, фото vsenovostint.ru

Вновь проехав площадь ЛЯДОВА, сворачиваем, БЕЗ особенных толчков и звуковых эффектов при прохождении стрелок и кривых, на старинную ИЛЬИНСКУЮ улицу, носившую в советские годы не менее, пожалуй, колоритное имя КРАСНОФЛОТСКОЙ. Влево отходит ветка к упоминавшемуся выше новому конечному пункту маршрута № 5, ну а нас окружает подлинный музей нижегородской архитектуры под открытым небом: златоглавые храмы, купеческие палаты, где бывал лично Пётр I, амбициозные особняки периода развития капитализма в РОССИИ рубежа XIX-XXвеков, «сталинки» и «панельки» советской поры, новейшие изыски торгового и офисного зодчества… Хорошо видимый даже из вагонного окна, буквально «прилепившийся» к крутому склону убегающего вниз ПОЧТОВОГО Съезда Дом КАШИРИНА известен всем, кто только читал автобиографическую повесть «ДЕТСТВО» «Буревестника Революции»: А. М. ГОРЬКОГО: ныне там достойный внимания мемориальный музей! При недавней подготовке к 800-летию НИЖНЕГО НОВГОРОДА наиболее ретивые «градозащитники» вполне серьёзно предлагали… хотя бы отчасти перестроить трамвайную линию по ИЛЬИНСКОЙ улице (как уже сделали ранее на РОЖДЕСТВЕНСКОЙ, разговор про которую ещё впереди) в однопутную, максимально расширив за счёт неё тротуары перед наиболее выдающимися зданиями, устроив там площадки для остановки самых многолюдных пешеходных экскурсий! Не сложилось, - ну и ладно, высокоэкологичному трамваю тоже надо где-то ездить по оживлённому Центру, а движение на «Городском кольце» бывает очень даже оживлённым.

Между прочим, трамвайные пути на КРАСНОФЛОТСКУЮ (ИЛЬИНСКУЮ) улицу были перенесены в предвоенном 1939 году с почти параллельной, но – ещё более тесной и перенасыщенной всевозможными заведениями главной городской улицы: тогда СВЕРДЛОВА, а исторически и ныне – БОЛЬШОЙ ПОКРОВСКОЙ, которую мы как раз пересекаем. Сразу же после Победы - в 1947-м – по БОЛЬШОЙ ПОКРОВСКОЙ проложили первый в городе троллейбусный маршрут, но – и с ним вскоре стало тесно: с 1982-го, много ранее получившего несравненно большую известность по данному поводу московского АРБАТа, улица СВЕРДЛОВА превратилась в пешеходную!

Улица Свердлова в 1985 году, еще видны растяжки контактной сети, которая уже была снята, фото https://pastvu.com/p/169931, автор Алексей Белобородов
Улица Свердлова в 1985 году, еще видны растяжки контактной сети, которая уже была снята, фото https://pastvu.com/p/169931, автор Алексей Белобородов

К 800-летию города как раз на её бывшей проезжей части у пересечения с нынешним «Городским кольцом» трамвая развернули на несколько летних и осенних месяцев 2021 года довольно крупную и весьма информативную фотовыставку под открытым небом, посвящённую истории одного из старейших градообразующих предприятий: основанного ещё в 1849 году нынешнего судостроительного завода «Красное Сормово». Многочисленные, далеко не хрестоматийные архивные кадры красноречиво свидетельствуют, что на трудном для России рубеже XIX– XX столетий сормовичи, как и многие иные отечественные машиностроители, не без успеха выполняли также заказы иных отраслей транспорта и экономики в целом: изготавливали трамвайные и железнодорожные вагоны, паровозы, всевозможный промышленный и сельскохозяйственный инвентарь, а в 1920 году – даже и первые советские танки «Боец за свободу товарищ Ленин».

Ещё в 2017 году, при благоустройстве НИЖНЕГО НОВГОРОДА к проведению в нём ряда игр Чемпионата мира по футболу-2018, на близлежащих отрезках БОЛЬШОЙ ПОКРОВСКОЙ вскрыли, заботливо огородив от беспечных пешеходов, уже довольно глубоко «утонувшую» под слоями асфальта первоначальную булыжную мостовую середины XIX века, а также, следуя примеру Санкт-Петербурга, Новосибирска и ещё некоторых городов, уложили символическое рельсовое звено проходившей там на протяжении 1896-1939 годов трамвайной линии. Рядом была замурована металлическая мемориальная доска с описанием причин создания такого необычного памятника, но, к сожалению, без приглашения посетить упоминавшийся выше Музей городского электротранспорта в современном трамвайном депо № 1. А 7 августа 2021 года на те рельсы торжественно водрузили приблизительно-символическую модель-реплику двухосного трамвайного вагона из числа курсировавших там, первые 25 лет - по узкой колее: всего 1 000 мм против принятых стандартными для России 5 английских футов или 1 524 мм. на котором теперь и появился вагончик: максимально лёгкая, практически ажурная металлическая конструкция со множеством светодиодов иллюминации, достаточно прочная, однако, чтобы выдержать нескольких поднявшихся внутрь взрослых посетителей. Кстати, москвичам аналогичные «трамвайчики» знакомы уже несколько лет как полюбившиеся многим элементы новогодних иллюминаций на площади Тверской Заставы, и лично я могу лишь пожалеть, что их не оставят, пусть – несколько усилив, на постоянной основе.

Реплика двухосного вагона на Большой Покровской улице, фото vgoroden.ru
Реплика двухосного вагона на Большой Покровской улице, фото vgoroden.ru

Кстати, с субботы 11 декабря 2021 года по воскресенье 9 января 2022 года НИЖНИЙ НОВГОРОД впервые стал «НОВОГОДНЕЙ СТОЛИЦЕЙ РОССИИ». Это привлекло в него более 250 000 туристов, включая 120 000 – с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022-го. По личному мнению автора этих строк /Н.С./ подобное мероприятие в эпоху ещё никак не устранённой угрозы новых коронавирусов ВООБЩЕ НЕ СЛЕДОВАЛО БЫ ПРОВОДИТЬ: ведь новогодняя тематика привлекает, прежде всего, детей, вакцина для защиты которых пока что так и не создана нигде в мире!!! Тем не менее, «НОВОГОДНИЙ ТРАМВАЙ» на БОЛЬШОЙ ПОКРОВСКОЙ был сохранён и пользовался большой популярностью (1).

(1)  ВОРОБЬЕВ Дмитрий. ПЯТЬ ПРИЧИН ПОБЫВАТЬ В НОВОГОДНЕЙ СТОЛИЦЕ РОССИИ //Союзное Вече. Газета Парламентского собрания Союза БЕЛАРУСИ И РОССИИ. 59. 2021.29 декабря, среда. С. 16. Илл.: nizhny800.ru .

Продолжение следует

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовлен и предоставлен Николаем Семеновым.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

Немного исторических фотографий городского транспорта

Мценские зарисовки. Виды города и транспорт

Автобусы ЛиАЗ в Ханое

Авторский материал. В нескольких частях. Продолжение. Часть 1: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ Часть 2: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ.-8

#трамваи #города россии #транспорт #музеи #трамвай #общественный транспорт #юбилеи #путевые заметки #городской транспорт #нижний новгород