Найти тему
Эпонимы и Мы

ВИХРЕВАЯ ДОРОЖКА КАРМАНА

Наблюдательный человек, проезжая мимо всяких антропогенных сооружений, наверняка обратит внимание на необычный вид вроде бы обычной трубы, у которой зачем-то в верхней части сделали спиральные рёбра. И ладно бы внутри, но снаружи они к чему?

Фото с сайта https://de-vraag.com/ru/69646199
Фото с сайта https://de-vraag.com/ru/69646199

На самом деле, тут следует вспомнить об одном человеке, о котором мы уже рассказывали в статье ЛИНИЯ КАРМАНА.

Теодор фон Карман. Фото с сайта https://polzam.ru/index.php/istorii/item/593-lektsiya-karmana?tmpl=component&print=1
Теодор фон Карман. Фото с сайта https://polzam.ru/index.php/istorii/item/593-lektsiya-karmana?tmpl=component&print=1

Занимаясь гидродинамикой, американский инженер Теодор фон Карман (11 мая 1881 - 6 мая 1963) сделал интересное наблюдение: если жидкость обтекает то или иное тело, то, в зависимости от скорости обтекания, могут формироваться различные потоки и завихрения, образующие некий шлейф, хвост или - ВИХРЕВУЮ ДОРОЖКУ КАРМАНА.

Вот так и образуется ВИХРЕВАЯ ДОРОЖКА КАРТМАНА. Фото с сайта https://de-vraag.com/ru/69646199
Вот так и образуется ВИХРЕВАЯ ДОРОЖКА КАРТМАНА. Фото с сайта https://de-vraag.com/ru/69646199

Если скорость сравнительно низкая, жидкость обтекает тело без проблем, не создавая никаких завихрений, с образованием ламинарного потока.

Фото с сайта https://ozlib.com/870302/ekologiya/bifurkatsii
Фото с сайта https://ozlib.com/870302/ekologiya/bifurkatsii

Если скорость повысить, сразу же за обтекаемым телом начнут формироваться маленькие "водовороты". Действуя далее в том же духе, мы получим всё больше и больше подобных завихрений, которые будут выстраиваться позади обтекаемого тела в виде серии "водоворотов", но не в линию, а расширяющимся конусом. Самое главное здесь то, что этот самый конусный шлейф будет определённым образом влиять на само тело, заставляя его колебаться вправо-влево. (Кстати, если скорость потока будет очень высокой, возникает турбулентность - движение жидкости, характеризующееся хаотическими изменениями давления и скорости потока.)

То же самое можно наблюдать и в воздушной среде, когда ветер заставляет развеваться флаг или транспарант.

Вот как раз чтобы перенаправить воздушные потоки в разные стороны и придумали устанавливать на высокие трубы спиралевидные выступы. Поскольку ветер, благодаря им, не только огибает полый цилиндр справа и слева, но ещё и закручивается вверх и вниз, образуется трехмерный рисунок воздушного потока, который разрушает вихревую дорожку и сохраняет трубу от деформации.

Само собой, подобные вихревые дорожки могут нередко вызывать колебания тел, которые человек способен воспринимать как звуки определённой высоты. И если в одном случае это просто "ветер гудит в проводах", то в других - стройные трели ЭОЛОВОЙ АРФЫ.

Беседка ЭОЛОВА АРФА в Пятигорске. Фото с сайта https://fotoload.ru/foto/349033/
Беседка ЭОЛОВА АРФА в Пятигорске. Фото с сайта https://fotoload.ru/foto/349033/

Почему же, если погуглить по этому запросу, выпадает огромное количество фотографий какой-то беседки? Дело в том, что когда-то давно, ещё в первой половине позапрошлого века, итальянский архитектор Джузеппе Бернардации решил установить здесь оригинальный музыкальный инструмент — ЭОЛОВУ АРФУ, названную так в честь древнегреческого бога ветров Эола. Подобные устройства в те времена были широко распространены в Европе. Принцип их работы, точнее, игры, довольно прост: есть несколько натянутых струн, которые заставляют колебаться потоки ветра, в результате чего возникает стройное звучание - как можно догадаться, всегда одно и то же, но с разной силой и интенсивностью. Правда, оригинальная арфа простояла в Пятигорске до 1861 года, потом её несколько раз меняли, а в результате полностью заменили на аудиоаппаратуру.

ЭОЛОВА АРФА - единственный струнный инструмент, который играет исключительно гармонические частоты и издаёт звуки, описываемые как "эфирные", "духовные", хотя некоторым они кажутся "жуткими".

А всё, опять же, благодаря ВИХРЕВЫМ ДОРОЖКАМ КАРМАНА!

P.S. На сегодня известно как минимум, 75 причин гибели ГРУППЫ ДЯТЛОВА. Что интересно, одна из них связана именно с теми самыми дорожками.