16 июня 1943 года, в то время, когда шла Курская битва, СНК издал постановление «О раздельном обучении мальчиков и девочек». Это не означало, что всё в системе советского образования должно было резко поменяться. Ведь до нового учебного года – там, где могли организовать обучения, оставалось еще полтора месяца. Было время подготовиться.
Но реформа была неоднозначной – факт.
Кстати, не везде её планировалось реализовывать. Например, в стране было очень много небольших сёл, где разделять учеников и учениц никак было нельзя. По разным причинам.
Во-первых, потому что не было свободных зданий и помещений. Во-вторых, потому что в некоторых деревнях и сёлах на всю школу набиралось полтора десятка учеников или того меньше. Смысла не было отделять одного мальчика от двух девочек.
В основном реформа коснулась больших городов, в том числе и Москвы.
Мотивы и цели
О них говорили официальные лица. Например, в «Пионерской правде» 18 августа 1943 года – спустя месяц после появления постановления СНК – писали, что мужчина должен быть воином с первого класса, готовиться к службе в Красной Армии. И вообще…
Выходила какая-то дискриминация. Получается, что вся реформа была задумана только ради мальчиков?
Начальник управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР Надежда Парфёнова, обращаясь к девочкам, рассказывала, что на фронте тоже есть разделение труда. Женщины служат медсестрами, радистками и так далее. На самом деле всё немного не так было. Достаточно вспомнить наших «Ночных ведьм», которые летали на «тихоходах» и наносили большой ущерб врагу. Но в целом да: разделение труда существовало.
Образовательная программа оставалась одинаковой как для мальчиков, так и для девочек. Менялась система «дополнительного образования» - начальной военной подготовки.
Детям и их родителям также рассказывали, что необходимость в смешанном обучении отпала, потому что изменилось общество. Раньше как было: мальчики в приоритете, у них все права, а девочки – это «довесок», чьи права угнетаются. Но к 1943 году в советском обществе, как заявлялось, всё абсолютно изменилось. Теперь и девочки, и мальчики – это полноценные члены общества, права которых полностью соблюдаются, защищаются и так далее.
Представляется, что дело было в другом. Иосиф Виссарионович за первые годы войны осознал, что дела плохи. Во-первых, очень много мужчин сгинуло на фронтах. Во-вторых, дети остались без отцовского надзора, совета, без отцовской любви, в конце концов. В-третьих, стране нужно было воспитывать воинов для будущего. Ведь история мира – это история войн. И нужно очень хотеть заблуждаться, чтобы говорить: больше противостояний и конфликтов в мире не будет. Сталин это прекрасно осознавал, думаю. И Сталин хотел быть уверенным в будущем.
Мы можем только предполагать.
Реакции
А они были разные. Несколько типичных:
1. Некоторые недоумевали: «Что же это?! У нас тут были равенство и братство, равноправие полов. А теперь?! Как в царские времена?! Институты благородных девиц и юнкерские училища?..» Получалось, что так.
2. Поэт Давид Самойлов вдруг решил, что разделение учеников по половому признаку – это решение, которое могло возникнуть только в зрелом обществе.
3. 15-летняя москвичка Марина Добрынина писала в своем дневнике в начале сентября 1943 года, что она не хочет получать воспитание в духе «женщина – мать. хранительница очага» и так далее. Школьница указывала, что не хочет быть матерью и не имеет ни капельки скромности.
Детям было тяжело. Особенно тем, у которых в классе появилась определенная атмосфера, зародилась дружба. Теперь одноклассник и одноклассница не могли встретиться в школе.
На мой взгляд, умышленно разделять мальчиков и девочек в школе нельзя. Да, у мужчин и женщин немного разные задачи в жизни, разные цели. Глупо это не признавать. Но в обычной жизни мы постоянно вместе или рядом. Поэтому детям нужно учиться общаться не только с представителями своего пола.
То, что реформа была немного необдуманной, показала практика. Учителя в «мужских школах» жаловались. Им было трудно управиться с оравой мальчишек.
А в 1946 году в Омске 18-летний Анатолий Воробьев и вовсе сколотил из школьников-подростков банду, которые не только грабили, но и лишали жизни сверстников.
В 1954 году раздельные школы перестали существовать.