Найти в Дзене
Загадки истории

Что стало с летчиком Яковом Антоновым – пленным со знаменитой фотографии?

Оглавление

Яков Иванович Антонов получил свою Золотую Звезду – стал Героем Советского Союза – еще в Финскую войну. К началу Великой Отечественной этот человек был признанным асом. В 1942 году, когда Яков Иванович «пропал с радаров», он был в звании майора и занимал должность командира 84-го авиаполка. Запомните факт про майорское звание - мы к нему еще вернемся.

Точно известно об Антонове, что в небе над Моздоком его сбили немцы в воздушном бою. А дальше? Есть несколько версий.

Завязка истории

Итак, 1942 год, август, Кавказ. Советский летчик Яков Антонов на своем И-153 часто поднимается в небо, ведет воздушные бои с гитлеровцами. Ему долго везет. Но в одном из боев Антонова сбивают. И тут ему тоже повезло: лётчик потерял самолет, но сам уцелел: смог выпрыгнуть из подбитой машины с парашютом.

Другой советский летчик Константин Сухов вспоминал, что Антонов действительно смог покинуть горящую машину, выпрыгнул, раскрыл парашют. С земли по нему вели огонь немцы.

Лётчики Павлов, Лавочкин, Гарьков, проявляя мужество и героизм, кружили в районе, где приземлялся Антонов, чтобы спасти комполка от гибели. Удалось ли им это?

По версии, которая была актуальной до 1987 года, нет. В Антонова якобы все же попали, и 34-летний майор погиб Героем. У него остались жена и дети.

В 1987 году было совершено одно открытие, которое позволило строить новые версии, относительно судьбы советского Героя.

Русско-американская встреча

В 1987 году в СССР прибыл американец по фамилии Хардести – автор книги «Красный феникс», посвященной советской авиации в годы Великой отечественной. Нужно отметить, что книга получилась стоящая. Она явно затеивалась не ради попытки, как сейчас говорят, «словить хайп».

Кроме того, у Хардести были ценные иллюстрации. Про одну из них расскажу прямо сейчас.

Автор «Красного феникса» приехал в СССР, в частности, чтобы получить предисловие прославленного советского летчика Решетникова ко второму изданию своей книги. Экземпляр первого издания, кстати, в свое время был вручен Решетникову в качестве презента.

Советский летчик изучил редкие архивные фото, которыми располагал Хардести, и очень сильно удивился, увидев на одной из карточек Антонова Якова Ивановича – Героя Советского Союза.

Антонов был с компрессами на лбу, стоял в окружении немцев.

Выходило, что Яков Иванович выжил. Однако эта информация не пролила света на его дальнейшую судьбу.

Чуть позже появились воспоминания аса Гюнтера Ралля, который в «Моей летной книжке» рассказывал про «прием» на земле Якова Антонова.

Если кратко, то Ралль восхищается Яковом Ивановичем – настоящим солдатом, а не каким-то восточным варваром. Кроме того, немецкий ас подчеркивает, что немцы к советскому летчику отнеслись очень великодушно.

-2

Неточности от Гюнтера

Ралль всё красиво написал про Антонова. Опустим тот момент, что гитлеровец в первую очередь хотел показать, какие немцы уважительные к своим врагам. Важно то, что в «Моей летной книжке» есть несколько неточностей.

Например:

1. Ралль пишет, что советский летчик был очень молод. На самом деле Антонову было 34 года. Не старик, но и не юноша. Впрочем, Яков Иванович выглядел молодо. Возможно, что Ралль не знал, сколько советскому летчику лет.

2. Гюнтер указывает, что он видел капитана. А Антонов был майором. Тут тоже можно выдвигать разные версии. Либо немецкий ас не разбирался в советских званиях. Либо Гюнтер запамятовал, какое звание было у Антонова.

Стоит обратиться еще раз к фото. На нем видно, что у Якова Ивановича перепутаны местами награды. Вероятно, сделано так было специально. Скорее всего, награды у летчика отобрали, а потом вернули для фото. А он их прикрепил на груди так, чтобы вызвать подозрения у людей, разбирающихся в теме.

Третья версия

Гюнтер Ралль пишет, что Антонов в итоге сбежал. Можно предположить, что летчик потом скрывался уже от своих. Но, скорее всего, Якова Ивановича отправили в лагерь в Моздоке, где он провел свои последние дни. Эта версия, учитывая все обстоятельства, кажется наиболее правдоподобной.