В Мексике в городе Мерида стоит такой необычный памятник выдающемуся русскому лингвисту и этнографу Юрию Кнорозову. Это уже второй памятник русскому учёному, первый был установлен в 2012 г. в г. Канкун. На этом памятнике мы видим сосредоточенное лицо Юрия Валентиновича, скромный костюм и сиамскую кошку в руках учёного.
Его заслуга перед наукой поистине велика: он дешифровал письменность древнего народа майя без опоры на другие языки. У Шампольона была такая возможность: у него был ещё греческий текст, опираясь на который, можно было дешифровать египетский.
А Ю. Кнорозов разгадал просто так, в кабинете. Он искренне верил: "Что изобретено одним человеческим умом, то может быть разгадано другим". Интересно, что учёный в советское время не мог побывать в Мексике, не имел возможности знакомиться с культурой майя на её родине. В его распоряжении были только библиотеки, знание языков и собственный кабинет.
А ещё - сиамская кошка Ася. Именно её он хотел поставить в соавторы своего труда и очень огорчился, когда её имя редактор снял с титула. Как именно происходил процесс сотворчества, осталось тайной. Что промурлыкала Кнорозову Ася, знал только он. А вот фотография красноречивая.
Юрий Валентинович Кнорозов (1922-1999) родился под Харьковом в семье русских интеллигентов. Школу окончил в 1937 г., дальше был рабфак, а потом исторический факультет Харьковского государственного университета им. А.М. Горького.
Началась война, оккупация Украины, и Кнорозов попадает в Москву. В 1943 г. он учился уже на историческом факультете МГУ. Затем был призван в армию, где служил под Москвой телефонистом 158 артиллеристского полка.
Сразу после войны закончил исторический факультет МГУ, специализируясь по этнографии. Будучи студентом, он уже интересовался письменностью древних народов. Особенно произвели на него впечатление две книги: «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды в публикации Брассера де Бурбура (Paris, 1864) и «Кодексы майя» в гватемальской публикации братьев Вильякорта (1930).
Поступить в аспирантуру МГУ Ю.В. Кнорозову не удалось, и потому дешифровку древнего письма майя молодой ученый продолжил уже в Ленинграде, куда он переехал после войны. Жил и работал в Ленинграде он в Музее этнографии народов СССР, разбирая пострадавшие при бомбардировках коллекции.
Главная его заслуга - разработка метода дешифровки неизвестных систем письма. В древних текстах знаки стоят в обычном порядке, но чтение их забыто; а язык либо неизвестен, либо сильно изменился.
Метод, разработанный Кнорозовым и примененный при дешифровке письма майя, использовался впоследствии для дешифровок письма острова Пасхи и протоиндийских текстов. Он получил название метода позиционной статистики.
Создав теоретическую базу для работы с письмом майя, Ю.В. Кнорозов перевел со староиспанского на русский язык «Сообщение о делах в Юкатане». И сразу же понял, что алфавит из 29 знаков, записанный в XVI в. францисканским монахом Диего де Ландой, является ключом к дешифровке самого письма. Оказалось, что каждый знак майя читался как слог. Завершалась сложная работа главным - чтением и переводом трех рукописей майя.
Гениальное открытие Кнорозова было с восторгом принято отечественной научной общественностью. Защита кандидатской диссертации проходила в Москве 29 марта 1955 г. Результатом стало - присвоение звания не кандидата, а доктора исторических наук, что в гуманитарной области происходит крайне редко.
В 1963 г. вышла великолепная монография Ю.В. Кнорозова «Письменность индейцев майя», раскрывающая принципы дешифровки. Учёный мир за рубежом не сразу признал Кнорозова: кто-то с восторгом отозвался об открытии, кто-то, являясь специалистом по культуре майя, воспринял его как личное оскорбление. Только в 1975 г. книга учёного наконец вышла и за рубежом.
Ю.В. Кнорозов с увлечением занимался и смежными науками, выходя за рамки специализации майяниста: философия, нейрофизиология, лингвистика, история, этнография входили в круг его интересов.
Признание пришло к учёному в его позднюю эпоху. У него были ученики, ему вручали почётные премии и награды. Среди них: Государственная премия СССР, специальная Большая медаль от президента Гватемалы. В 1995 г. в посольстве Мексики в Москве ему был вручен серебряный Орден Ацтекского Орла. Эта награда имела для Кнорозова особое значение. Получив её, он сказал по-испански: «Мое сердце всегда остается мексиканским».
Кнорозову удалось в старости посетить земли майя – впервые это произошло по приглашению президента Гватемалы в 1990 г.
На памятнике учёный-чудак изображён со своей любимицей Асей, помогавшей ему в дешифровке древних рукописей - так они остаются неразлучны в памяти людей.