«Ни меня, ни сына он среди бойцов не выделял. Все тяготы поровну», – вспоминала об Алексее Гарькавом жена. К 77-летию Победы в Великой Отечественной войне на Авторадио проходит специальная акция «Улицы Победы. Петербург помнит». Мы говорим о тех людях, в чью честь названы улицы нашего города, и их подвигах. В этом материале вы узнаете об офицере-пограничнике Алексее Гарькавом.
Алексей родился в Харьковской губернии в 1902 году в семье сельского кузнеца. Когда в конце XIX века правительство Российской Империи начало заселять недавно завоёванную Туркмению, родители перевезли туда двух сыновей: Алексея и его старшего брата. В одном из крупнейших городов на северо-востоке Туркмении Чарджоу Алёша окончил семилетку и решил связать жизнь с военным делом. До призыва в армию он работал связистом на линиях. Когда началась Гражданская война, Алексей Гарькавый принял сторону красных.
Семнадцатилетним юношей он сражался с белогвардейцами и басмачами – партизанами, которые хотели установить диктатуру ислама и отделить Туркмению от молодой Советской России. Там, в Средней Азии, Алексей получает должность заместителя пограничной заставы по политчасти. Когда первая и, к сожалению, не последняя война в жизни Гарькавого кончилась, его направили в Ташкентское военное училище.
На командирских курсах в 1926 году он познакомился со своей будущей женой Марией. Она приехала одной из первых, когда в Туркменистане началась коллективизация. Партия направляла молодых рабочих и специалистов в крупные центры республик. Однако близко сойдутся они только через три года, когда Алексей окончит Объединённую Среднеазиатскую военную школу и поедет по распределению в Киргизию в село Алай-Гульчи. Туда же культработником направили и Марию. Деревенские сразу «сосватали» первую красавицу колхоза за весельчака и спортсмена Алексея Гарькавого. Мария сопровождала его во всех скитаниях по гарнизонам. В 1939 Алексея перебросили со среднеазиатской границы на Карпаты, оттуда – в Мурманск, а затем – на Карельский перешеек, рассказывает член городской Топонимической комиссии Алексей Ерофеев:
– Войну Гарькавый встретил на границе с Финляндией. У него было трое детей: старшему сыну Николаю – шестнадцать, дочери – совсем маленькие. Когда началась война, девочек с заставы сразу увезли. Жена и сын уезжать категорически отказались и воевали вместе с мужем и отцом. 28 июня при наступлении врага Мария Гарькавая воевала вместе с бойцами-мужчинами наравне. Сын помогал пулемётчикам и, когда одного из красноармейцев ранило, заменил старшего товарища. В районе Ристилахти финские войска, которые объявили войну Советскому Союзу вскоре после гитлеровской Германии, окружили штаб комендатуры и заставы. Командование принял Алексей Гарькавый.
Он умело выстроил круговую оборону, и отряд, благодаря боевым навыкам Алексея, сумел продержаться восемь дней. Враги несколько раз предлагали красноармейцам сдаться, они – отвечали стрельбой. Но припасы и патроны в гарнизоне заканчивались, и командир решил во что бы то ни стало выйти из окружения. И ему с горсткой уцелевших солдат это удалось, он привёл бойцов к основному отряду. Атаки приходилось отражать постоянно, враг не должен был прорваться к автомобильной и железной дороге. Гарнизону удалось не только защитить важные коммуникации, но и, перейдя в контрнаступление, отбросить врага за финскую границу, говорит Алексей Ерофеев:
– До осени 1941 года Алексей Гарькавый сражался на подступах к Ленинграду. Получил звание майора. Был назначен командиром полка, который сформировали из оставшихся пограничников. Бой на Невском пяточке у Дубровки стал для него последним. Это произошло 27 октября, когда шло жестокое сражение. Фашисты хотели оттеснить полк Гарькавого в Неву. Задача у наших бойцов была удержать плацдарм на подступах к Ленинграду. Алексей решил сыграть на опережение: начал контрнаступление, попросил артиллеристов поддержать их огнём и вновь лично повёл своих солдат в атаку. Осколок мины настиг его в 600 метрах от платформы «Теплобетон».
Командира похоронили в ближайшем лесу. Алексей Гарькавый награждён орденом Ленина посмертно. Весть о гибели мужа и его представлении к награде жена Мария получила в одном из тыловых госпиталей. Она лечилась после тяжелого ранения. В начале ноября 1941 вслед за этой вестью пришла вторая – о гибели младшей дочери Люды во время бомбежки эшелона с детьми, которых отправили в тыл. Мария доживёт до конца войны, дослужится до звания старшего лейтенанта и в 1946 – получит орден Красной Звезды. В живых останется и сын Николай. Он застанет присвоение имени отца пограничной заставе в Выборгском районе Ленинградской области, говорит член городской Топонимической комиссии Алексей Ерофеев:
– Позднее по инициативе ветеранов 46-ой стрелковой дивизии на месте гибели Алексея Гарькавого поставили обелиск. Улица пограничника Гарькавого в Сосновой поляне появилась в 1974 году. Имя героя-защитника Ленинграда также носят улицы в Светогорске и Невской Дубровке в Ленинградской области.
В 1963 году Сосновая поляна стала частью Ленинграда, поэтому улица пограничника Гарькавого появилась уже в Красносельском районе города. Она проходит от Петергофского шоссе до проспекта Народного Ополчения.