Вам хотелось бы научиться управлять своими эмоциями? Осознавать их, сознательно привлекать нужные эмоции и отвлекаться от них в зависимости от необходимости? А что, если мы скажем вам, что этому реально обучиться. Причем как вам, так и вашему ребенку.
Управление эмоциями – это комплексная способность, которую возможно развить. Ребёнок может научиться переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями.
Умение регулировать свои эмоциональные состояния и управлять ими связано с формированием у ребёнка произвольности поведения.
Произвольность эмоций означает способность регулировать силу эмоций, управлять поведением в общении в широком круге ситуаций, а также соотносить своё поведение с социальными нормами и поступать в соответствии с ними.
Как развивать способность?
Для управления эмоциями нам нужен целый комплекс мер. Сперва мы распознаем эмоции, затем понимаем их причины и лишь после управляем ими. Если с первыми двумя пунктами более-менее ясно, то третий поясним на примере.
Чтобы перейти из одного эмоционального состояния в другое, вы с ребёнком можете воспользоваться техникой «Домик эмоций».
В домике 4 квадрата и каждый соответствует эмоции, которые способствуют той или иной активности. Например, ребенок в интенсивных эмоциях бегает, скачет, а ему нужно выполнить какое-то задание. Мы помним, что лучшее эмоциональное состояние для выполнения учебного задания, уроков – это спокойное состояние зелёного квадрата. Как туда перейти? Можно, во-первых, перестать бегать, подышать или послушать спокойную музыку, тем самым успокоиться. Также несколько вариантов переходов представлено на втором рисунке.
Если нужно попасть в какую-то комнату из «Домика эмоций», то просто выполните одно из действий, указанных рядом с этой комнатой.
Но очень важно собирать копилку своих действенных методов, которые именно вам помогают. Из тех, чья эффективность доказана:
- Переключить внимание – например, досчитать до 10
- Создать портрет эмоции – воссоздать состояние, при котором вы испытываете нужную эмоцию
- Сделать дыхательные упражнения, например, глубоко и медленно вдыхать и выдыхать
- Сделать физические упражнения
- Начать активно общаться с тем, кто находится в нужном эмоциональном состоянии: смеется, радуется
- Вербализировать эмоции: проговорить ситуацию, описать эмоции
- Отразить их на бумаге: написать о любом событии, которое вызывало нужные эмоции
- Обратиться за социальной поддержкой к друзьям или близким
- Уйти от ситуации или убрать стимул эмоции
- Визуализировать нужную эмоцию
Материал взят из книги «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей»
В ней ведущие отечественные психологи объяснят, что такое эмоциональный интеллект, как он может улучшить качество жизни, раскрыть новые горизонты воспитания и развития ваших детей. Экспертные рекомендации, чек‑листы, опросники, фильмы, музыка, игры, упражнения для прокачки эмоционального интеллекта — все в одном важном пособии.
Купить книгу «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей»
📌 Получите скидку -15% с промокодом АСТДЕТИ