В 2022 году нашей основной целью остается обеспечение качественного образования. Этот процесс включает в себя создание современных условий для получения образования, и достижение его высоких результатов, улучшение качества преподавания, выбор эффективных и современных методик обучения и воспитания, систематическую работу по формированию у обучающихся функциональной грамотности - читательской, вычислительной, коммуникативной, финансовой и цифровой. Приоритетами школ должны стать формирование у детей учебной мотивации, работа с академически неуспешными детьми, повышение квалификации и обучение учителей новым технологиям и методикам обучения. В новой образовательной среде, создаваемой "Точками роста", цифровыми лабораториями, образовательными платформами, Кванториумами, нельзя работать традиционно, использовать фронтальные и линейные методы обучения!
С решением проблемы доступности дошкольного образования мы обязаны обеспечить каждому ребенку возможность качественного образования и раннего развития. Пока же в системе дошкольного образования явно недостаточное внимание уделяется собственно образовательной деятельности, формированию у ребенка базовых навыков для его социализации и последующего обучения, расширению его кругозора, педагогической коррекции, развитию мелкой моторики, речи, мыслительной деятельности, то есть всего того, что создает основы будущей академической успешности школьника. При увеличении запросов на оказание дошкольникам логопедической и коррекционной помощи дошкольные образовательные организации пока не могут в полной мере их удовлетворить. Таким образом, результативность и качество дошкольного образования и воспитания будет нашей приоритетной задачей.
За реализацией крупных инфраструктурных проектов нельзя оставлять без должного внимания вопросы качества обучения. В первую очередь это касается работы со школами, демонстрирующими низкие образовательные результаты и работающими в сложном социальном контексте. Особое внимание необходимо уделять объективному проведению в школах оценочных процедур и кропотливой работе с их результатами, обеспечить постоянную поддержку детей, показывающих низкие образовательные результаты. Школы должны больше внимания уделять таким детям, обучать их чтению и работе с текстом, выделять для этого дополнительные часы, организовать повторение ранее изученного материала, вовлекать их в работу объединений дополнительного образования, проявлять больше настойчивости в работе по повышению их учебной мотивации.
Цифровизация общества и образования меняют технологии воспитательной деятельности. Сегодня для школьника и студента факторами социализации становятся не формальные коллективы с привычными всем ритуалами. Их постепенно заменяют социальные сети. Педагоги и классные руководители тоже должны погружаться в них, работая на опережение, ведя за собой, создавать профессиональные группы, классные и родительские чаты, при этом администрируя их и определяя их направленность – не только информативную, но и воспитательную.
Наша главная цель – повышение качества и результативности воспитательной деятельности. Средством достижения цели должна стать продуманная стратегия воспитания в каждом учебном коллективе. Эта стратегия проста и базируется на трех основах – воспитательном потенциале классных часов, аналогичных возможностях каждого урока и воспитательном воздействии личности и примера педагога. Не стоит увлекаться специальными мероприятиями, проведения которых настойчиво требуют от школы необразовательные структуры. Прошу вас не забывать, что процесс передачи позитивных знаний является важнейшим способом воспитания специфических черт характера человека. То, как ребенку преподают те же физику и математику, или какой-то другой предмет – оказывает решительное влияние на него. Это влияние и есть важнейший способ воспитания личности.