Найти тему

Мусорный коллапс парализовал Абакан в первомайские праздники

Оглавление

Никогда такого не было — и вот опять… Первомай в Абакане отметился крайне неприятной историей. Многие дворы города захлестнула мусорная волна. Переполненные баки, засыпанные отходами площадки вокруг них. А учитывая весеннюю жару, дополнял сей пейзаж еще и запах. Жители окрестных домов, подобно сказочной Рапунцель, с надеждой выглядывали из окон. Только если длинноволосая красавица ждала рыцаря, то абаканцы ждали мусоровозов. А их все не было и не было…

Их ждали, а они не пришли

Мусорная реформа состоялась вроде бы уже достаточно давно. Ее сторонники и противники сломали немало копий, обсуждая различные аспекты — тарифообразование, организацию полигонов и так далее. Но вот уже пару лет, как все, казалось бы, идет своим чередом. Регоператор «Аэросити-2000» собирает деньги с населения, подрядчик вывозит мусор. Не без накладок, конечно, но тем не менее, казалось бы, отлаженный процесс. И все уже забыли, как часто поначалу возникали ситуации с невывозом мусора, как часто в работу регоператора приходилось вмешиваться городским и республиканским властям, а также надзорникам.

К сожалению, не только хорошее, но и плохое имеет свойство повторяться. Это и случилось. С 1 по 4 мая многие абаканские дворы пережили мусорный коллапс. Мусоровозы не пришли. Между тем, в выходные мусорообразование увеличивается в разы. Все дома, все готовят еду, да еще и родительский день выпал на 3 мая. Итог вы видите на фотографии. Хоть сейчас в любой мировой журнал в качестве иллюстрации статьи о глобальном загрязнении. Забили в колокол, естественно, сами жители. Еще бы, кому понравится жить на свалке.

— Мы стали разбираться, в чем дело, — говорит начальник Управления коммунального хозяйства и транспорта Александр Дорохов. — Связались с руководством регионального оператора «Аэросити-2000». Он пояснил, что с 1 мая в Абакане сменился подрядчик по вывозу мусора. «Аэросити-2000» провели новый конкурс по выбору подрядчика, который будет вывозить мусор из Абакана. ООО «Град-сервис», который ранее выполнял эту работу, отказался от вывоза, мотивируя свои действия тем, что «Аэросити-2000» должен ему порядка сорока миллионов рублей. Региональный оператор привлек нового подрядчика, а его водители город не знают, автомобилей недостаточно, вся логистика вывоза оказалась нарушена. Да, мы понимаем, что замена подрядчика обычно приводит к некоторым трудностям, но в этом случае очевидно, что региональный оператор вообще не продумал последствия.

— Ситуация усугубилась тем, что в праздничные дни традиционно количество отходов увеличивается, — продолжает Александр Сергеевич, — и региональный оператор обязан был просчитать все варианты и риски, к которым приведет замена подрядчика. В конце концов, региональный оператор, понимая уже первого мая, что не справляется, мог хотя бы на несколько дней привлечь за отдельную плату дополнительные силы. Этого сделано не было. Специалисты УКХТ в тесном взаимодействии с управляющими компаниями в ручном режиме отрабатывали вопросы вывоза отходов с конкретных площадок, направляли машины туда, где мусор не был вывезен, то есть, по сути, работали диспетчерами для регионального оператора. Подобная ситуация недопустима.

Вот такой коленкор. Получается, что банальный пересменок подрядных организаций может повергнуть всю вроде бы сложившуюся уже систему вывоза мусора в хаос. Какая же она тогда «сложившаяся»? Видимо, никакая.

Проблема одна — взгляды разные

Окончательно свет в конце этого мусорного тоннеля забрезжил лишь в среду, 4 мая. Несмотря на то, что заваленные мусором площадки в городе еще встречались, подрядчик в целом начал выполнять свои обязанности. Возможно, сказалось и внимание прокуратуры Абакана, куда обратились специалисты управления коммунального хозяйства и транспорта. В адрес регоператора вынесено представление. Более того, решался и вопрос о возбуждении административного дела по статье 7.23 КОАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами».

Санкции по данной статье не то чтобы самые гигантские — для юрлица от пяти до десяти тысяч рублей, но здесь важен сам факт возможного наказания. Ведь грядут еще четыре выходных дня, и кто знает, может, дополнительное внимание надзорников все же заставит и регоператора, и его подрядчика выполнять свои в общем-то несложные обязанности. Еще один вопрос — отсутствие реакции на ситуацию в Абакане Минприроды и Минстроя Хакасии, специалисты которых, собственно, и курируют работу регоператора.

Впрочем, в среду, 4 мая, замглавы республики Юрий Курлаев, которого администрация Абакана также проинформировала о проблеме, провел совещание, посвященное проблеме. А в четверг, 5 мая, ситуацию прокомментировали и представители «Аэросити-2000». По их словам, особой проблемы с вывозом мусора в Абакане в связи со сменой подрядчика не было. Особенно если сравнивать с аналогичным процессом в Черногорске и Саяногорске. Более того, в компании заверили, что в ближайшие выходные такой ситуации не повторится.

Другими словами, то, что для многих абаканцев стало мусорным коллапсом, для регоператора — нормальное явление. Что, конечно, несколько удивляет, особенно учитывая мнение прокуратуры. Остается надеяться, что подобная ситуация действительно была не более чем разовым сбоем.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников

Глас народа

А вот что говорят по поводу сложившейся ситуации абаканцы в соцсетях...

Павел Майданник:

«Один вопрос: почему не увеличивают количество баков у нас, по улице Минусинской, 59? На четыре многоквартирных жилых дома установили всего лишь три новых мусорных бака, хотя раньше их было четыре. Соответственно, сегодня на этой площадке творится настоящий ужас. Дворник не может там круглосуточно убирать, а работники “Аэросити” игнорируют мусор вне контейнеров. А куда его складывать, если контейнеры полные?»

Елена Кузьмина:

«Безобразие! Этот оператор, по сути, является монополистом. А если это не так, то менять его надо».

Сергей:

«Вообще-то вся коммуналка должна работать круглосуточно. А до “Аэросити” не дозвониться ни в выходные, ни в праздники! Вывоз мусора — это же не высокие ядерные или космические технологии! Какие там могут быть сложности? Взял мусор и вывез. Если не могут организовать эту элементарную работу — пусть уходят с рынка! Позор! Для какой цели были созданы эти регоператоры? Непонятно. “Аэросити” у нас уже сколько лет? А технология та же, советская — вывоз мусора на полигон. Где обещанный раздельный сбор мусора? Где его переработка?»

Максим Федяев:

«Управляющий персонал “Аэросити” — на субботник!»