Найти тему

Альфредо ФОНИ (FONI) (1911-85)

Один из создателей философии оборонительного футбола, впервые применивший тактические принципы катеначчо в работе с большим клубом.

Альфредо Фони
Альфредо Фони

Тренировал: "Венецию" (1947-48), "Казале" (1949-50), "Павию" (1950-51), "Сампдория" (1951-52) , «Интер» Милан(1952-55, 68-69), Сб.Италии (1954-58) - член тренерского совета, "Болонью" (1958-59), «Рому» (1959-61,63), "Удинезе" (1961-62), Сб. Швейцарии (1964-67), "Беллинцону" (Швейцария) (1970-71), "Мантову"(1972-73), "Лугано" (Швейцария) (1973-74, 76-77).

2-кратный чемпион Италии (1953, 54)

Знаменитый защитник легендарной сборной Италии, ведомой Витторио Поццо – олимпийский чемпион 1936-го и чемпион мира 1938-го – Альфредо Фони и на тренерском мостике вошел в историю, как приверженец оборонительных основ игры.

Если Нерео Рокко заявил о себе, разрабатывая тему катенач­чо в клубах-середнячках, то Фони прославился тем, что первым взялся адаптировать новые тактические воззрения к игре супер­клу­ба, которым оказался «Интер» начала 50-х годов. Это не означает, что ему сразу же доверили работать с грандом итальянского футбола, просто вся тренерская карьера Фони до "Интера" (да, по большому счету, и после) выглядела в достаточной степени невразумительно. В конце 40-х-начале 50-х он работал с командами Серий B и С и ни в одной из них не продержался больше сезона. Более того, до "Интера" Фони-тренеру не удалось добиться никаких, даже локальных успехов. Вообще, складывается впечатление, что назначение в "Интер" он смог получить, в первую очередь, благодаря своему авторитету в итальянском футболе, завоеванному еще в качестве игрока. Так получилось, что два сезона Альфредо Фони в "Интере" стали знаковыми в истории миланского суперклуба и всего итальянского футбола. Более того, именно они определили место данного специалиста в истории футбольной тактики.

Набив себе шишек в откровенно слабых командах, Фони всерьез задумался над тем, чтобы для работы в "Интере" найти некую тактическую формулу, способную дать априорное преимущество в борьбе с не менее сильными командами. Конечно, он знал о зарождающимся катеначчо, но тогда, в начале 50-х эта игровая концепция считалась уделом заведомо слабых команд и воспринималась как средство сопротивления хорошо укомплектованным грандам. Никому и в голову не могло прийти, что с помощью катеначчо можно не только решать локальные турнирные проблемы, как правило, связанные с борьбой за выживание.

Фони же в "Интере" предложил собственную оборонительную схему "3-3-4" специфика которой заключалась в том, что действуя в обороне команда не "садилась" глубоко к своим воротам, а начинала разрушительные действия в центре поля. Более того, при атаке соперника, игроки "Интера" сразу же переходили к активному прессингу, что стало новым словом в футболе. Фони не просто строил надежную защиту, он придумал целую игровую модель, к которой команда обращалась при потери мяча. Состояла она в том, что правый форвард Джино Армано, при потере "Интером" мяча, сразу же начинал атаковать футболистов команды соперника чуть ли не в их штрафной, а номинально правый защитник Ивано Блазон отходил на позицию либеро. При этом фланговые полузащитники Маино Нести и Фульвио Нери отодвигались на позиции крайних защитников, а центральный полузащитник Бруно Мацца превращался в опорника, с ярко выраженными разрушительными функциями. По сути, от участия в оборонительных действиях освобождались только трое нападающих (Леннарт Скоглунд, Иштван Ньерш и Бенито Лоренци), но и они играли важную роль при оборонительных действиях команды, поскольку за счет своей сыгранности и высокого исполнительского мастерства, являлись наконечником контратаки, в которую "нерадзурри" старались убежать при отборе мяча.

Джино Армано
Джино Армано

Игра "Интера" Фони, которая в сезонах 52/53 и 53/54, принесла команде чемпионские титулы, стала настоящей сенсацией в Серии А. Никогда прежде чемпион Италии не играл в столь однозначно оборонительной манере. В сезоне 52/53 "Интер" пропустил всего 24 мяча в 34-х встречах, но и забил в них только 46, став, таким образом, лишь девятой командной чемпионата по результативности! Подобная игровая философия помогла «Интеру» добиться выдающихся результатов и стать законодателем мод в кальчо. Пример «черно-синих» вдохновил и других грандов итальянского футбола на перекройку игровой модели в интересах обороны. «Интер» Альфредо Фони блестяще доказал, что оборонительная игровая система годиться не только для середняков и аутсайдеров. Именно умение надежно играть в обороне в 50-е годы в Серии А, стало основным показателем класса команды.

"Интер" в сезоне 52/53
"Интер" в сезоне 52/53

Если Нерео Рокко был, в первую очередь, успешным практиком катеначчо, и не всегда вдавался в философскую суть процессов, происходивших в итальянском футболе, то Альфредо Фони под "свое" катеначчо подводил серьезную теоретическую, и можно даже сказать, идеологическую базу. Именно Фони принадлежит весьма циничный для того времени лозунг: "Prima non prenderle" ("В первую очередь не пропустить").

Леннарт Скоглунд
Леннарт Скоглунд

Пример Фони оказался заразителен. Не прошло и двух лет, как "демон катеначчо" захватил умы тренеров ведущих клубов Италии. Все смогли оценить по достоинству те практические преимущества, которые давала команде отлаженная, систематизированная оборона. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что идеи Фони перестали приносить "Интеру" успех уже в сезоне 54/55, когда все серьезные соперники "нерадзурри" вполне освоили философию оборонительного футбола и стали бить миланский клуб его же оружием. "Интер" финишировал на восьмом месте, отстав от чемпиона - "Милана" на 12 очков и Фони предсказуемо указали на дверь.

В 1954 году Фони вошел в тренерский совет сборной Италии, которую так и не удалось вытащить из затяжного кризиса. "Скудра Адзурра»" под руководством этого коллективного органа не смогла пробиться на чемпионат мира 1958 года, уступив в решающих матчах Северной Ирландии. В дальнейшем Фони работал еще с несколькими итальянскими командами поскромнее, чем "Интер", но относительных успехов добился лишь в "Роме", где он поспособствовал становлению классного тандема защитников Джакомо Лози - Альфио Фонтана. Кроме того, именно при Фони в "Роме" ярко и стабильно заиграл аргентинский форвард Педро Манфредини. Несомненно, велика роль Фони и в выигрыше "Ромой" первого и пока единственного международного трофея высокого уровня Кубка Ярмарок (предшественник Кубка УЕФА и Лиги Европы), сезона 60/61. Однако, именно в момент этой славной победы у руля "Ромы" был другой специалист - Луис Карнилья, который и поднял над головой кубок, в то время как Фони в это время безуспешно пытался спасти от вылета в Серию B "Удинезе".

В 60-е годы Фони, устав от сумасшедшего напряжения Серии А, уезжает в тихую Швейцарию, где три года плодотворно работает с местной сборной. Вообще, скромная в футбольном отношении Швейцарии, каким-то чудесным образом смогла привлечь внимание двух выдающихся тактиков середины двадцатого века: дела в сборной Альфредо Фони в 1964 году принял от легендарного австрийца Карла Раппана . Фони вывел сборную «страны банков, часов и сыра» на английский кубок мира 1966 года, но там швейцарцы попали в исключительно сильную группу с ФРГ, Аргентиной и Испанией и покинули мундиаль, проиграв все матчи.

Альфредо Фони в итальянском футболе личность знаковая. Он был одним из тех, кто выпустил джина катеначчо из бутылки и направил итальянский футбол по весьма специфическому пути развития, который можно было бы охарактеризовать как интеллектуально-разрушительный. "Интер" Фони стал предшественником "Великого "Интера" 60-х годов. Именно на тактической концепции Фони основывал свой вариант катеначчо Эленио Эррера, тренер возглавивший "нерадзурри" через какие-то пять лет после Фони и ставший самым успешным тренером в истории клуба.