Найти тему
Неспешно по миру

Столица гитары и домры

Шихово. Ничем особенным это место не отличается, проезжая мимо, внимания не обратишь. Но именно здесь еще можно увидеть, как рождаются задушевно звучащие #балалайки и #домры, без которых не может обойтись ни один оркестр русской народной музыки. Это место – своеобразный исторический #памятник, но о нем, к сожалению, мало кто знает.

Когда-то Шихово существовало рядом с подмосковным городом #Звенигород, сегодня это один из районов города и знаменито село тем, что здесь вот уже несколько веков производятся щипковые музыкальные инструменты.

-2

Промысел зародился в этом местечке более 200 лет назад и когда-то над созданием гитар, домр, балалаек и даже гуслей в селе работало около 200 мастеров из 90 дворов, передавая свои навыки и умения молодому поколению.

В мире нет такого места, где в промысле было бы задействовано так много умельцев, как в Шихово, утверждают эксперты Общественного движения Шиховские струны.

-3

Сейчас в Шихово работают около десятка мастеров, и у этих мастеров практически нет учеников, но промысел еще жив (если есть желание познакомиться с промыслом на экскурсии и увидеть, как работают мастера, ищите контакты в соцсетях по хэштегу #непростопоходы ).

-4

Качество изготавливаемых здесь инструментов было таким, что о них знали не только по всей России, но и за границей, а за гитарами таких мастеров как Краснощеков и Поляков приезжали даже из Испании.

Существует несколько версий того, почему промысел зародился именно здесь но, какими бы они ни были, основой зарождения промысла стала возможность выезда в Москву на заработки местных крестьян.

-5

Одним из таких крестьян был Максим Прохорович Дубровин. Работая в Москве в гусельной мастерской, он познал секреты изготовления гитар и, увидев, что на этот инструмент есть спрос и выручаются приличные деньги, по возвращению в родное село организовал их производство.

-6

Не редко в исторических материалах указывается и другая фамилия родоначальников Шиховских мастеров – Емельяновы. Ответ на этот вопрос дается такой: разросшееся производство Дубровиных поделилось и, чтобы отличать производителей, крестьяне брали другие фамилии. Так династия мастеров Емельяновых приобрела фамилию от имени своего предка Емельяна Максимовича Дубровина.

Если кто знает другие версии, делитесь в комментариях!

-7

И сегодня Шихово остается удивительной точкой на карте. Удивительной еще и потому, что в этом месте научились передавать технологии производства. Чтобы стать специалистом высокого класса, нужно не просто учиться, а работать в паре с мастером и познавать так #ремесло не меньше 5 лет. Только в этом случае получится перенять максимум секретов промысла.

-8

В Шихово это достигалось передачей мастерства от отца к сыну. Преемственность поколений в этом месте уникально, здесь работают мастера в 5-6 поколении, передающие ученику не только секреты изготовления, но и секреты материалов и лекал, по которым делались детали инструмента.

А изготовить лекало деталей, из которых после сборки инструмент даст удивительный качественный звук – не меньшее #искусство.

-9

Интересно и то, что для изготовления музыкального инструмента, используется несколько сортов дерева, а в некоторых инструментах это количество пород доходит до десятка.

И большое умение понять правильно ли ты подобрал куски и породу дерева, должной ли толщины эти куски, именно такая толщина детали должна быть после обработки, какая нужна для того, чтобы инструмент ожил и начал уникально звучать.

-10

Для меня абсолютной неожиданностью стало то, что для изготовления лучшего по качеству звучания инструмента, нужна древесина, сохнущая от 15 до 50 и более лет. И лучшие инструменты мастера изготавливали из досок или бревен, которые находили, например, при разборке старых, отслуживших свой век сараев.

-11

После революции производство пытались реорганизовать, объединяя мастеров в артели. Так появилось первое послереволюционное предприятие – артель им.Парижской коммуны. С этого момента, по-сути, и начинается промышленное производство инструментов.

После этой артели было еще несколько предприятий, а современная история массового производства берет начало с 1929 года, когда была открыта известная на весь Советский Союз Шиховская фабрика музыкальных инструментов.

-12

В 2007г фабрика, существовавшая около 80 лет, закрылась и сегодня, как и в начале зарождения промысла, мастера работают на дому. Но, в отличие от прошлого, учеников у них катастрофически мало.

Промысел медленно умирает и есть опасность того, что он попросту умрет как некоторые другие промыслы в нашей стране.

-13

Потому Общественное движение Шиховские струны сегодня звонит в колокола, пытаясь включить творческую работу мастеров Шихово в программы поддержки народных промыслов.

Не равнодушные к истории своего края пытаются привлечь внимание к уникальности Шихово и хотят его сохранить, ведь этот промысел даже не зарегистрирован как #народный промысел России и это при всей его уникальности!

для вопросов и желающих помочь - @digitaltoutexpert или вотсап +79161546876

-14

Стоит только вспомнить один из самых известных брендовРоссии – балалайку или #русский романс, который совершенно невозможно представить без семиструнной гитары. Оба этих явления формировались во многом благодаря искусству мастеров Шихово.

Народные #традиции – одна из составляющих русской культуры и утрата даже маленькой частицы невосполнима и катастрофична. На мой взгляд, это аксиома.

-15

И немного моих открытий о домре. Этот инструмент, как оказалось, известен ориентировочно с 15 века. Какие-то версии связывают его появление с Востоком и видят корни у восточной тамбуры (я, кстати, всегда считала, что это так и есть).

Другие утверждают, что прародитель – европейская лютня. Так или иначе, попав в Россию, инструмент стал очень популярен у русских скоморохов. Для меня это вообще открытие, зная историю и обожая краеведение, я всегда была совершенно далека от музыки и музыкальных инструментов.

Лютня с просторов интернета
Лютня с просторов интернета

Так вот скоморохи, подшучивая над боярами и церковью, попали за это в немилость со стороны власти и церкви. Где-то с середины 1600-х для домры наступают черные времена – все музыкальные инструменты скоморохов уничтожаются как бесовское орудие.

Мы и сегодня не можем точно сказать, как выглядела домра того времени. История домры на том могла бы и закончится, если бы не деятельность Василия Андреева (исследователь, музыкант, создатель первого оркестра народных инструментов).

-18

В одной из экспедиций в Вятской губернии он находит конструкцию когда-то существовавшего музыкального инструмента полусферической формы (Василий Васильевич датировал этот инструмент 16 веком). Вместе с мастером из Шихово Налимовым он восстанавливает инструмент, опираясь на найденную конструкцию и делает вывод, что это и есть старинная домра.

Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Так, в ассортименте Шиховских мастеров появляется домра. В дальнейшем она усовершенствуется, и музыкальный инструмент получает вторую жизнь.

Интервью руководителя Общественного движения Шиховские струны. Послушайте, очень интересно!

Фотографы @zaurkaramyzov_photo и @korostelevserj
Общественное движение "Шуховские струны"
@digitaltourexpert текст мой @olgademina_100dorog.club

Подпишитесь, чтобы не потеряться!

Читайте еще: