Латвия летом 1940 года вошла в СССР и стала Латвийской ССР. Летом 1941 года её территорию временно оккупировали немецкие войска, но границы республики остались в прежнем виде. К середине августа 1944 года Красная армия, завершая мощную военную операцию «Багратион». Она освободила примерно треть Латвийской ССР и вышла на рубеж, показанный жирной красной чертой на рисунке 1.
Если открыть латвийскую летопись событий этого месяца (https://lv.wikipedia.org/wiki/1944._gads_Latvijа), то мы найдём такие записи (русский перевод):
14 августа - армиям 2-го Прибалтийского фронта приказано начать новое наступление на Ригу.
16 августа - Началась «Двуглавая операция», в ходе которой к 20 августа вермахт отвоевал 30-километровый коридор от Кемери до Тукумса.
21 августа - На Видземском нагорье начались бои у Виеталвы и Эргли.
22 августа - Президиум Верховного Совета СССР подал в Президиум Верховного Совета СССР прошение об отделении Абренской области от территории Латвии, мотивируя это тем, что большинство населения - русскоязычное.
28 августа - Из-за больших потерь Красная Армия временно остановила наступление на Ригу.
В этой хронике мне нужна запись о запросе Президиума Верховного Совета Латвийской ССР о передаче её земель РСФСР. И сама латвийская летопись событий, и карта линии фронта на тот момент не объясняют, отчего народные депутаты Латвийской ССР, едва ступив на искалеченную войной родную землю, тут же принялись просить Президиум Верховного Совета ССР отрезать от неё кусок. Что тут гадать? В таких делах нужна полная ясность. В самом Указе должны быть указаны причины. Но вот беда! Указа-то и нет. Есть только слух о том, что он есть. Еще раз: Указ Президиума Верховного Совета Латвийской ССР22 августа 1944 года недоступен. Официальная газета «Latvijas PSR Augstākās padomes Prezidija Ziņotājs» (Ведомости Президиума Верховного Совета Латвийской ССР), в которой он должен бы быть отражён, как видно, стала выходить только со 2 февраля 1945 года (рисунок 2).
В есть сети номера газеты «Tēvija» за эти дни. Эта ежедневная латвийская газета, выходила в Риге. Она не упоминает об этом Указе. В газете печатали и приказы властей, и мировые новости, и вести с фронта, и сводки о страде, и рассказы о латгальских партизанах в тылу Красной армии. Если бы где-то был опубликован Указ об отторжении от Латвии её земель, газета отозвалась бы на такое событие. Она бы прокляла жидов и комиссаров. А она не отозвалась. Так было ли как событие?
Никому не ведомо кто Указ принимал, кто подписал, где это было, почему и зачем. Есть только толки о нём. Самого его нет. Но он должен был быть. По Конституции СССР, он нужен для церемонии передачи земель от одной ССР другой. Должна быть просьба дающей республики отнять у неё земли. Власти СССР просто объявили, что просьба есть. Её зачли, и всё.
Поразительно, но именно в тот же самый день 22 августа 1944 года Президиум Верховного Совета РСФСР принимает своё постановление (рисунок 3). В нём говорится о желании РСФСР сделать у себя новую Псковскую область. Тогда новые области РСФСР создавались то и дело. Для них обыкновенно брали части РСФСР. Но для Псковской области земель РСФСР недостало. Надо было прибавить от соседних союзных республик. Таким образом, в постановление между делом вплелось указание присоединить к РСФСР как раз те самые волости, которые просит отрезать у себя Латвия. Это на редкость удачное совпадение. Так РСФСР сделала шаг со своей стороны, и челобитчикам оставалось только ждать, что же решит Президиум Верховного Совета СССР.
Ждать пришлось недолго, и уже на следующий день 23 августа 1944 года Президиум Верховного Совета ССР издаёт Указ «Об образовании Псковской области в составе РСФСР» ( Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — С. 45—46.) Под этим названием в скрытом виде содержится закон о назначение новых границ РСФСР, Эстонской и Латвийской ССР. О последней там сказано так:
Утвердить представление Президиума Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики, Президиума Верховного Совета Латвийской Советской Социалистической Республики и Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и включить в состав Псковской области … Вышгородскую, Кочановскую и Толковскую волости, выделив их из состава Латвийской ССР.
Теперь о границе. Она в указанных бумагах подробно не описана, но на рисунке 4 (это латвийская довоенная карта) хорошо видна.
В сущности, она и не нуждалась бы в отдельном описании. Чтобы точно положить её на карту, довольно было бы сказать, что эта новая граница идёт так, как шла граница между Псковской и Витебской губерниями Российской империи. Но это могло бы быть неверно понято, ибо с чего бы большевики, разрушивши Российскую империю, стали бы восстанавливать губернские границы, причём как-то выборочно. Псковская область, например, получила псковскую губернскую границу только с запада, а с востока она даже близко не была похожа сама на себя.
Остаётся, всё-таки, понять, зачем РСФСР понадобились эти латвийские волости. Для этого придётся оглянуться назад и вспомнить о Рижском договоре 1920 года между Латвией и РСФСР. Этот договор утвердил восточную границу Латвии и окончательно определил, из каких частей Российской империи состоит страна. Это Курляндская губерния целиком, кроме Полангена (Паланги), это южная часть Лифляндской губернии (четыре уезда из девяти), это западная часть Витебской губернии (три уезда из одиннадцати), наконец, это несколько волостей Псковской губернии. Происхождение северо-восточных земель Латвийской ССР показано на рисунке 5.
Но кто сказал, что новые государства на землях бывшей Российской империи вовсе не были обязаны уважать прежние губернские и уездные границы. Например, Черниговская губерния считалась малороссийской (украинской), и после распада империи должна была бы войти в состав Украины, но четыре из 15 уездов этой губернии Украина сразу же отдала в РСФСР. Витебская губерния была разделена между Латвией и РСФСР так: первая, как было сказано выше, получила три уезда, РСФСР - остальные. Псковская тоже была разделена. Три волости отошли к Латвии, всё остальное поделили между собою РСФСР и Эстония. Но то было в 1920 года, когда победа над «единой-неделимой Россией» ещё радовала её расчленителей, в том числе и большевиков . Тогда ещё не было Советского Союза. К 1944 году в сознании главных большевиков что-то изменилось. В деле с Латвийской ССР, похоже, эти «губернские» соображения легли в основу «передела», так как от Латвийской ССР были отделены в точности те земли, которые прежде были частью Островского уезда Псковской губернии. В Указе Президиума ВС СССР от 23 августа 1944 года, однако же, прямо так не написано. Там иное обоснование:
2. Учитывая неоднократные просьбы населения … Вышгородской, Кочановской и Толковской волостей Латвийской ССР, населенных по преимуществу русскими, и идя навстречу этим пожеланиям, а также имея в виду, что … Президиум Верховного Совета Латвийской ССР ходатайствуют о включении указанных волостей в состав РСФСР…
Если сообразить, в какое страшное время происходят события, то надо назвать эти слова дурацким. Ну, правда же, представьте себе, каким образом местные жители, по деревням которых после трёх лет немецкой оккупации только что прошла на запад лавина танков Красной армии, каким образом и кому они могли донести свои «неоднократные просьбы»? Если вдуматься, то это были граждане Латвийской ССР. Стало быть, они обратились в свой Верховный Совет Латвийской ССР и просили отрезать от Латвии три волости. Но как бы эти «неоднократные просьбы» могли попасть к нему? Где этот Президиум ютился в эвакуации? Где жители этой глуши его разыскали? Все эти «неоднократные просьбы», разумеется, обыкновенные большевицкие враки. На это можно возразить, что может быть, эти выдумки отвечали настроениям народа, и опытные большевики угадали, что хотели крестьяне, и выразили их волю нужными казёнными словами? Так сказать, взяли грех подлога на себя ради их блага? Не исключено, хотя и тут есть большие сомнения.
Действительно, в той довоенной Латвии, которая стала Латвийской ССР, примерно 10% населения составляли русские. Русские Латвии были меньшинством, но в тех волостях, которые потом передали РСФСР, жили почти исключительно русские. Обратимся к рисунку 5. Он расскажет нам, что оранжевые «лифляндские» волости можно считать латышскими и лютеранскими, «псковские» волости малинового цвета – это чисто русское и православное население. Красные «витебские волости» - это католики латгальцы с примесью русских старообрядцев. Коль скоро местные русские послужили предлогом для передела границы, с ними стоит познакомиться ближе. Но это будет другой рассказ "Латгальские русские". А здесь нужно закончить тем, что на месте латвийского Абрене возникло русское Пыталово.