Найти тему

Вооружение воина Салтово-маяцкой культуры во второй половине VIII - начале X века

Оглавление

Клинковое оружие

Наиболее характерным клинковым оружием для населения Салтово-маяцкой культуры второй половины VIII – начала X вв. была сабля. Как известно, особенностью сабли является режущий или секущий удар. То есть, чтобы идентифицировать тот или иной клинок как саблю, необходимо знать, можно ли нанести им секущий удар. 

Что касается типологии сабель населения салтово-маяцкой культуры, то исследователи обращали внимание, прежде всего, на параметрические характеристики, такие как кривизна клинка и его длина, а также на форму перекрестия и рукояти. В погребениях сабли и их остатки находились в комплексе с иным оружием: топоры, наконечники копий, кистени, предметы амуниции лучника (накладки на лук, детали колчана, наконечники стрел), детали конской упряжи (сбруя, стремена, удила, начельник). 

Рис. 1. Сабли «салтовского типа»
Рис. 1. Сабли «салтовского типа»

В катакомбных погребениях клинки, если не считать ножи, чаще всего были найдены в комплексе с топорами, в кремационных и ямных погребениях – с наконечниками копий. Иногда клинковое оружие помещалось в погребение преднамеренно деформированным. Но, если в кремациях все сабли согнуты, то в ямных погребениях не встречено ни одного случая деформированной сабли. В катакомбных погребениях согнутые сабли встречаются, но крайне редко

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о кинжалах и боевых ножах. В погребениях, оставленных населением салтово-маяцкой культуры самой массовой находкой являются ножи. Вопрос об отнесении ножей к оружию до сих пор не решён и вряд ли стоит ожидать его окончательного решения, так как теоретически любые ножи могли быть использованы в бою. Ножи находят как в мужских, так и в женских погребениях. 

Рис. 2. Кинжалы
Рис. 2. Кинжалы

Не менее сложным является вопрос о принципах выделения кинжалов и боевых ножей из массы хозяйственных. Ряд авторов в качестве критерия определения ножа как боевого называет длину его лезвия от 16 см. и больше. Однако отнесение больших или длинных ножей к боевым весьма умозрительно, так как такие ножи могли обладать специфическим функциональным назначением и использоваться в хозяйстве. 

Рис. 3. Бытовые ножи
Рис. 3. Бытовые ножи

Таким образом, население Салтово-маяцкой культуры использовало такое клинковое оружие как сабли, мечи и кинжалы. 

Топоры

Наиболее распространённым из категории оружия ближнего боя у населения Салтово-маяцкой культуры был боевой топор.

Помимо боевых топоров были также топоры, относимые к рабочим. При отнесении того или иного топора к рабочему могут учитываться такие параметры как вес, общие размеры, размер обушного отверстия, форма обуха, наличие орнамента. В то же время в литературе утвердился тезис об универсальных топорах, которые могли применяться как в хозяйстве, так и в бою. По моему мнению, выделение категории универсальных топоров является весьма умозрительным, в силу того, что нет определённых признаков, по которым тот или иной топор можно было бы отнести к универсальным.

Рис. 4. Типы боевых топоров Салтово-маяцкой культуры
Рис. 4. Типы боевых топоров Салтово-маяцкой культуры

Определённый интерес представляет вопрос, связанный с применением топора всадниками. На основе изучения древнерусского материала А.Н. Кирпичников пришёл к заключению, что хотя топор и являлся «традиционным оружием пехоты», он продолжал применяться конными воинами во время затяжного боя, в особенности это касалось лёгких боевых топоров-чеканов 

Рис. 5. Аланский боевой топор
Рис. 5. Аланский боевой топор

Что касается рабочих топоров, то они составляют малую долю от общей выборки. Возможно, малая распространённость рабочих топоров в среде рассматриваемого населения, была вызвана тем, что многие функции топора выполняли тесла-мотыжки, широко распространённые в древностях салтово-маяцкой культуры.

Наконечники копий

В состав вооружения населения Салтово-маяцкой культуры входило древковое оружие, представленное копьями.

В первую очередь следует отметить, что копья как вид наступательного оружия был распространён, прежде всего, в среде населения, практиковавшего трупосожжения, а также среди части населения, оставившего ямные могильники. У населения, оставившего катакомбные могильники и связываемого с аланами, копья не получили распространения и практически отсутствовали в наборе вооружения. С большой долей уверенности можно также сказать, что копья в среде рассматриваемого населения входили в набор вооружения всадника. Находки наконечников копий в комплексе с другими предметами оружия, говорят скорее об отсутствии в воинской среде какой-либо специализации, связанной с использованием копья.

Наибольшее распространение получили копья с ромбическим сечением лезвия, предназначенные для пробивания доспехов. При этом сосуществовали с ними наконечники с плоским и уплощённым лезвием, эффективные для борьбы с незащищённым доспехами противником.

Рис. 6. Строение наконечника копья. 1 - перо; 2 - втулка; 3 - «плечики»;4 - валик
Рис. 6. Строение наконечника копья. 1 - перо; 2 - втулка; 3 - «плечики»;4 - валик

Данные об использовании копий населением Доно-Донецкой лесостепи во второй половине VIII – начале X вв. содержат граффити салтово-маяцкой культуры. На меловом блоке Маяцкой крепости изображена сцена боя всадника, вооружённого копьём и клинковым оружием, и пешего воина. На костяном реликварии из городища Маяки изображён бой двух всадников, один из которых вооружён копьём 

Кистени

Ударное оружие населения Салтово-маяцкой культуры представлено кистенями. Кистень состоял из металлической, каменной или костяной гирьки, подвешенной на кожаном ремне или цепочке, которые могли крепиться к деревянной рукояти. До нас, как правило, доходят лишь гирьки.

Интересным является вопрос о причинах, обусловивших существование двух вариантов крепления кистеней: долевое отверстие и петля. Возможно, долевое отверстие в гирьке было предназначено для крепления к кожаному ремню, а петля к цепи. В силу находок кистеней в погребениях без иных предметов оружия, А.В. Крыганов предполагал возможным использование кистеня не столько воинами, сколько «гражданским населением».

Рис. 7. Кистени
Рис. 7. Кистени

Об использовании кистеней в военных конфликтах косвенно свидетельствует черепные травмы, нанесённые этим оружием. Что касается применения кистеней воинами, то на древнерусском материале было доказано использование данного оружия пешими воинами, но чаще всадниками.

Лук и стрелы

В воинских погребениях Салтово-маяцкой культуры частой находкой являются предметы, относимые к дистанционному оружию, в частности, накладки на лук, наконечники стрел и детали колчана.

У рассматриваемого населения в эпоху раннего средневековья бытовал сложносоставной лук. Такие луки, снабжённые костяными накладками, появились, предположительно, во второй половине I тыс. до н.э. 

Рис. 8. Находки с могильника «мощевая балка»
Рис. 8. Находки с могильника «мощевая балка»

Вопросы, связанные с конструкцией и эволюцией сложносоставных луков Восточной Европы достаточно полно освещены в специальной литературе. Различные исследователи выделяли луки «тюркской», «аварской», «гунно-болгарской», «хазарской», «венгерской», «салтовской» конструкции и т.д. Особенностью «салтовских» луков является концевая фронтальная накладка-челнок с вырезом для тетивы

Теперь поговорим про наконечники стрел.В литературе можно встретить разделение наконечников стрел на охотничьи и боевые. Такое деление весьма условно, так как и трёхлопастные, и плоские наконечники стрел могли применяться при охоте. Можно лишь выделить наконечники стрел, которые с наименьшей долей вероятности могли применяться в бою. Из числа боевых следует выделить так называемые бронебойные, иначе говоря, предназначенные для пробивания доспеха. К ним относятся все гранёные наконечники.

Принято считать, что распространение гранёных наконечников стрел было связано с распространением доспеха. Подобные наконечники найдены в Вознесеновке, где были обнаружены и обрывки кольчужного плетения 

Рис. 9. Трёхлопастной аланский наконечник
Рис. 9. Трёхлопастной аланский наконечник

Судя по аналогиям, можно заключить, что в процессе сложения форм наконечников стрел, бытовавших в среде населения Доно-Донецкой лесостепи во второй половине VIII – начале X вв., основную роль сыграли племена, обитавшие в Предкавказье и на Кавказе. Особое внимание следует обратить на близость, а порой и идентичность форм наконечников, обнаруженных в кремационных погребениях салтово-маяцкой культуры, с наконечниками из погребений Северо-Западного Предкавказя, совершённых по тому же обряду захоронения. Также немало аналогий наконечники салтово-маяцкой культуры имеются в материалах, связываемых с кочевниками Восточной Европы предсалтовского периода. Некоторые из выделенных нами типов наконечников имели очень широкое распространение, например, треугольные трёхлопастные, поэтому связать их популярность у населения салтово-маяцкой культуры с влиянием конкретной культурно-исторической общности или определённым регионом весьма затруднительно, если возможно. Следует лишь отметить, что треугольные трёхлопастные наконечники стрел были распространены у кавказских алан. Что касается встречаемости тех или иных типов наконечников стрел среди групп населения салтово-маяцкой культуры с различной погребальной обрядностью, то здесь необходимо отметить отсутствие гранёных или бронебойных наконечников стрел в катакомбных погребениях.

Заключение

Анализ вооружения и военного дела населения Доно-Донецкой лесостепи второй половины VIII – начала X вв. позволяет говорить высоком уровне военизации населения северо-западных пограничных территорий Хазарского каганата. В большей степени это касается населения, практиковавшего катакомбный и кремационный обряды погребения, в меньшей ямный. Выделенные отличия в вооружении и социальной дифференциации войск носителей различных погребальных обрядов приводят к выводу о существовании различных воинских традиций в среде

-10