Фильм так и называется - “День радио”. Прекрасная российская комедия 2008 года режиссера Дмитрия Дьяченко.
Сюжет выглядит как серия анекдотов, которые, в их лучшей традиции - настолько смешные, что плакать хочется. Весь фильм становится экранизацией бессмертной фразы российского историка 19 века Николая Карамзина: если отвечать одним словом на вопрос: "Что делается в России?", то пришлось бы сказать: "Крадут"
В фильме показан один день из жизни московского “Как бы радио”. И в этот день происходят все форс-мажоры, которые только могут произойти. Подготовлен музыкальный марафон в поддержку застрявших в Конго туристов, приглашены супер-популярные российские группы… Но что-то пошло не так, и конкуренты из Авторадио уже начали прямой эфир с такой же темой марафона.
Почему же “крадут”, или, как стали писать после Карамзина - “воруют”, а потом еще присоединили вторую нашу беду - “пьют” - становится двигателем сюжета?
“Как бы радио” приходится срочно искать новую тему для марафона - и она найдена: в Японском море дрейфует катер, вышедший из Благовещенска, на борту которого - цирковые животные. Дрейфует, а не плывет, почему: потому что кто-то из команды катера слил налево полбака солярки, а еще кто-то – еще полбака. Крадут!
— Ты радиостанцию-то хоть не продал?
— Так как? Она ж приварена!
— Вот дал бы так, итить твою медь!
И вот от радио на катере к радио в Москве прилетело сообщение о том, что корабль в дрейфе, на нем животные (11) и они ждут помощь. Животные просто как из басней Крылова: медведь, обезьяна, два пуделя, петух, козел и кабан.
Но это мало и скучно, на марафон “в поддержку” никак не тянет. Креативная команда “Как бы радио” начинает мозговой штурм - а мы наблюдаем рождение “утки”, фейка, как бы правды, как бы лжи. То, что можно увеличить - умножается на порядок, и вот уже терпят бедствие круизный лайнер и 100 животных на борту, а привычные кабаны и медведи легким движением руки превращаются… в бразильского двузубого чернопопика, подкустового выползня, североамериканского кролика-зануду и других действительно редких, встречающихся в единственном экземпляре, уникальных животных.
Дальше, как говорится - больше, или “единожды солгав - кто тебе поверит?”: и теперь уже ложь начинает увеличиваться в масштабах, все врут искусно, ведь чем масштабнее ложь - тем в нее легче верят. И вот уже сама Бриджит Бардо дает интервью в поддержку несчастных уникумов. А мы из закулисья наблюдаем, как делается это интервью - из трех слов, сказанных Бриджит: bonjour, oui и au revoir. Внезапно для организаторов марафона в борьбу за спасение генофонда включаются МЧС и МинОбороны. И, разумеется, лучшие представители отечественной рок-музыки…
Прекрасно используется игра “крокодил”, создавая мега-комический эффект: ничего не подозревающие музыканты уже на сцене, они говорят про поддержку туристов в Конго - и вот внезапно “суфлер” с галерки, он же продюсер радио, пытается жестами изобразить, кого мы теперь поддерживаем, а кого нет. На сцене украинская этно-рок-группа Воплі Відоплясова, ее солист Олег Скрипка пытается понять, кого мы теперь поддерживаем, а кого - все, не поддерживаем больше. И как понимает - так транслирует в зал. В итоге - “Вы сами знаете, за что мы сильно переживаем, по этому поводу звучит наша песня, которая поднимет настроение этим редким животным”.
И эта музыкальная волна - одна из главных тем фильма. Она удерживает и катер, и радио, и всю Москву на плаву, на одной волне. Рок-группы - настоящие герои фильма, не выдуманные уникумы, а вот они, на сцене - “они должны у нас выступать живьем!” - и они выступают, создавая настроение.
Еще одна сквозная тема фильма - “пьют”. Как говорил премьер-министр Виктор Черномырдин: “Лучше водки хуже нет”. А где творческие люди - там тем более. Иначе как рассказать про несуществующих животных?
По фильму рассыпаны “тонкие намеки на толстые обстоятельства”, например, одно из предложений тематики марафона - поддержка “Дня открытых” дверей в Бутырской тюрьме узников какой-то совести”. Или вот цитаты:
"Я поменял свой день на ночь, по очень херовому курсу".
— Я молчал!
— Ты громко думал!
— Чернопопики... Выползни... Мне сорок лет, чем я занимаюсь? Маккартни в моём возрасте уже Yesterday написал. Гагарин в космос полетел. Пушкин в моём возрасте-
— Уже умер.
— Эх, вот у меня дядя — зам начальника генштаба, а в минобороне никого нет...
— Только не спугни.
Фильм стоит посмотреть, особенно сегодня, в День Радио, День связи, и очень хочется, чтобы связи было больше, чем ее обрывов, чтобы мы находили людей, с кем мы на одной волне, чтобы нам в уши не лили фейки, а связь была, конечно же, без брака.
#день_радио #радио #смотрим_вместе #фокус_внимания #фильм #кино #крадут #как бы радио #фокус внимания