(авторская статья Сергея Беляева)
" - Месьё, я из вашего отеля, вы меня помните? У ваших людей много вещей. Позову носильщиков?"
Вариантов два: либо я понимаю его ломаный французский, либо нет. Развожу руками. "Моя твоя не понимайт".
Мы - в Африке. На черном континенте. Так легче всего залегендировать так много белых, отправляющихся в короткое плавание вместе с двумя сотнями сенегальцев, явно с более темной кожей.
Куда плывем? В колыбель рабства, на остров Горè, в трех милях от ДАКАРского порта.
Зачем? Чтобы начать разговор о нашем сегодняшнем герое... Для многих навсегда он останется в памяти благодаря песне про "СЕМЬ СЕКУНД".
Youssou N'Dour & Neneh Cherry - 7 seconds
... Вокруг нас говорят на странной, невоспринимаемой европейцем или американцем, смеси французского и волоф. Местные платят за паромную "экскурсию" втрое меньше.
ЗАЧЕМ ОНИ ПЛЫВУТ НА ОСТРОВ-КОШМАР?
300 лет сюда доставляли с материка черных РАБОВ. Здесь они ждали отправки в Северную или Южную Америки. Камера 9×9 футов (3×3 м) принимала 20 человек. Надо было дождаться, пока тебя купит работорговец. Тебя загоняли в трюм. Ты плыл...
"Return To Goree" - Youssou N'Dour
Сосед справа и сосед слева - умерли. Один от голода, второй - от лихорадки. Кое-кто и на корабль не попадал. Но кладбища как нет, так и не было: "... в набежавшую волну..."
" - Юссу, Ваши предки избежали участи рабов, судя по всему?
- Нет. Их рабство в колониальном Сенегале было МЕНТАЛЬНЫМ..."
(С) (1996)
"Etoile de Dakar", "Jalo" (Youssou N'Dour)
Сегодня Юссу Н'Дур - еще и актер, и бизнесмен, и политик.
Успел побыть даже функционером: апрель '12 - сентябрь '13 - возглавлял Министерство Туризма.
Характеристику, вынесенную в заголовок, дал ему в 2004-м году КОНСЕРВАТИВНЫЙ журнал "Rolling Stone", наш с вами любимый, не так ли, друзья?
Youssou N'Dour - "Immigres"
Мы же с вами по-английски читать умеем, не зря с десяток штатов США нас видело. А люди на нашем пароме - некоторые, конечно! возраста пенсионного - вообще, читать не умеют. Ни на каком. Да и пенсию кое-кто не получает: документы что-то напутали...
Youssou N'Dour - "Old Tucson"
ПОЧЕМУ ОН ТАК СЛАВЕН?
Ответ будет также из четырех слов ЗАГЛАВНЫМИ.
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИНКРЕТИЧЕСКАЯ ОБРЯДОВОСТЬ.
Поясняю.
Не было бы никакого World Music применительно к ЭТОМУ региону, если бы ни МБАЛАК (mbalax), ЖАНР, название которому дал ни кто иной, как Н'Дур.
СенеГамбия. Плюс Юг Мавритании. Множество народов. ВОЛОФ - в том числе. Вот арена применения этого стиля. Откуда он родом?
Это Священные Традиции этнорелигиозной группы под названием ЛЮДИ СЕРЕР, третья по численности этническая группа в Сенегале. 15 (!)% всего населения. Поверьте моим коллегам по странам Западной Африки, когда они отзываются следующим образом: "Oh Sarge, that's quite a lot! Fifteen, but - the most influential, the richest, the most educated, and possessing lots of SACRED knowledge, as well..." (c)
Youssou N'Dour, -"Sinebar"
Традиция "нджууп" - серерский стиль музыки, коренящийся в ОБРЯДЕ ИНИЦИАЦИИ под названием "НДУТ". Обряде ПЕРЕХОДА с одного, как мы бы сказали, КАРМИЧЕСКОГО плана сознания на другой, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ. Молодые СЕРЕР, как велит им их ВЕРА, совершают его ОДИН РАЗ в жизни...
Кому стало всерьез интересно, друзья, стоит поинтересоваться такой личностью, как Шарль-Арнольд Курр ван ГЕННЕП (1873-1957), голландско-немецко-французский этнограф и фольклорист. Сам Н'ДУР считает его - и с ним согласятся все ученые! - ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ этого понятия, "обряд перехода", "Les Rites de Passage", "The Rites Of Passage". Именно так называлась его НАУЧНАЯ работа, magnum opus. А число - множественное, ибо Западную - и не только - Африку населяют ДЕСЯТКИ народов...
Youssou N'Dour - "Undecided"
Федерация Мали (ныне - в Сенегале...), ДАКАР. 1-е октября 1959-го. У мужчины из Народов Серер и женщины из Народа Тукулёр рождается СЫН. Однако, уже к юности мальчик проникнется культурой ВОЛОФ, КРУПНЕЙШЕЙ этнической группы в СЕНЕГАЛЕ.
Для большинства из нас - это пожатие плечами. "Я не этнограф. Какое мне дело..." Но только не в том случае, когда речь заходит о WORLD MUSIC, "синкретическом", ОГРОМНОМ пласте МИРОВОЙ музыки, СКРЕСТИВШЕЙ (исламизировавшей?) РОК и... Фолк? "Пустынный блюз" туарегов? Песни Пигмеев Экваториальной Африки?
???????
... Джон Пил как-то сказал (цитирую и перевожу): "Я готов записывать кого угодно на своих "Сессиях", при условии, что это будет ИНТЕРЕСНО и НОВО для МОЛОДЕЖИ, прежде всего..." (Конец цитаты.) (private talk, circa 1995)
Youssou N'Dour - "I Bring What I Love - New Africa"
Это должен быть конец Части 1!!! Он говорит о ЕДИНСТВЕ АФРИКИ!!! ЭТО ГЛАВНЫЙ ПОСЫЛ ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ!!!)
"WE ARE AFRICA" - девиз всей его жизни...
"... Впереди будут знакомство и дружба с Питером Гэбриелом. Становление на "крыло" целого ПЛАСТА - WORLD MUSIC.
Будут коллаборации, фильмы, бизнес в музыке и не только.
Christophe Mae & Youssou N'Dour
Настолько внушительным был успех сотрудничества Н'Дура с Питером ГЭБРИЕЛОМ, что последний приложил огромное количество усилий к тому, чтобы помогать записываться музыкантам не только Западной, но и Центральной, Восточной и Южной Африк.
И еще одно: ФЕСТИВАЛИ.
И титан мирового прога, Гэбриел, и, уже признанный, "Крестный Отец Мбалак и Фолк-Рока Зап. Африки", Юссу Н'Дур были в качестве организаторов, вдохновителей и спонсоров ДЕСЯТКОВ фестивалей "черного континента".
Африка - не моя "зона ответственности" по работе. Но, в разные годы, пытаясь совместить "приятное с полезным", мне удалось побывать на нескольких таковых...
Вот самые яркие, на мой взгляд.
Но вначале - "потрясем" урожайное "дерево".
Youssou N'Dour & Peter Gabriel - "Shaking The Tree"
Гана (Зап. Африка)
SUNSET ON THE BEACH
(Фестиваль Электронной Музыки на пляжах Бусуа, категория - FREE (выступают любые желающие "электронщики"!))
Марокко (Магриб)
MAWAZINE (ежегодный фестиваль в Рабате под патронажем Короля)
Cheb Khaled Didi Live in Rabat @ Festival Mawazine 2012 - любительская съемка.
Занзибар (Вост. Африка)
SAUTI ZA BUSARA (Панафриканский Фестиваль, каждый год - в феврале)
Sauti ZA Busara - "Wamwiduka", Bahati female band
И это - только капля в море...
... для меня Юссу Н'ДУР - человек, которого я с трудом понимал на французском и английском из-за его акцента. И человек, который мне, муз. публицисту поставил послушать САМУЮ ИНТЕРЕСНУЮ МУЗЫКУ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКИ.
Если вам интересно, - КАК-НИБУДЬ расскажу...
Прощай, Сенегал!
До свидания, Франция!
========================
Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.