Произведениям ювелирного искусства Эрмитажа пришлось совершить вынужденное путешествие – самое дорогое и опасное – в 1941 году, в первые месяцы Великой Отечественной войны, в Свердловск, подальше от линии фронта.
Еще в январе 1941 года в связи со сложной международной обстановкой были проведены превентивные меры: директор Эрмитажа И.А. Орбели направил руководителям хранительских отделов Эрмитажа руководящие материалы к спискам ценных экспонатов Особой кладовой. Из них следовало, что вся упаковка вывозимых ценностей должна быть закончена в течение четырех суток и пятых резервных, кроме вывозимых ценностей из Особой кладовой, упаковка которых должна быть закончена в течение суток.
Разумеется, допуск к этой сложнейшей упаковке был лишь у небольшой группы специалистов, хранителей и реставраторов, умеющих работать с большой аккуратностью, быстро и поистине неутомимо. Произведения коллекции европейского искусства были разделены по размерам и упакованы в шестнадцать ящиков. Две тысячи предметов упаковывали шесть дней и ночей. Каждый экспонат был завернут в папиросную бумагу и вату, более крупные изделия сверх этого обкладывались подушками из стружки, затем помещалось в набитые стружкой ящики и сундуки. Все предметы тщательно описывались, как книги для каталога.
30 июня был отправлен первый эшелон с ценным багажом, военизированной охраной и сотрудниками. 9 июля первые эрмитажные экспонаты прибыли в Свердловск.
Теперь несколько слов о том, как были размещены сокровища Эрмитажа в Свердловске, а точнее – именно в Свердловской картинной галерее, ведь вскоре после прибытия выяснилось, что именно здесь условия хранения соответствуют температурным нормам (собственная котельная способствовала этому). Теперь представьте: прогулка по всем залам Эрмитажа (350 залов) – это 20 километров. Если стоять около каждого экспоната или картины хотя бы минуту, понадобится 8 лет жизни. Далее: проспект Ленина в Свердловске-Екатеринбурге – 4,6 километра. Получается, что вы четыре с лишним раза прошли по проспекту Ленина и все это время смотрели по обе стороны на картины, расположенные на разной высоте. Все эти многочисленные экспонаты были размещены в здании Свердловской картинной галереи, ул. Вайнера, 11.
Вероятно, речь в этом случае идет не только об особом умении и расчете, но и искусстве хранения, особой эргономике пространства. Для проверки сохранности искусствоведы и хранители постоянно производили вскрытия ящиков и тубусов (что было весьма затруднительно в условиях экономии буквально каждого сантиметра площади). Причем это было одной из многих других обязанностей сотрудников Эрмитажа, работающих в Филиале Государственного Эрмитажа в Свердловске в 1941-1945гг.
Свердловская картинная галерея в годы Великой Отечественной войны стала музеем-сейфом Эрмитажа, местом абсолютной сохранности культурных ценностей и реликвий России.
По материалам книги: 250 историй про Эрмитаж: «Собранье пестрых глав…» в 5 кн. Кн.4.Ч.1/Государственный Эрмитаж. – Изд-во Гос.Эрмитажа, 2016. – 304с.:ил.
Текст: Надежда Логинова, методист и библиотекарь Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
#музей #искусство #эрмитаж #свердловск #история