Трамвай начал курсировать по улицам Петербурга в начале XX века, тогда же городские улицы стали наполняться автомобильным транспортом – «моторами». Ужиться двум новым видам транспорта в одном городе оказалось непросто, что подтверждают многочисленные случаи столкновения трамваев с авто.
репортёр газеты «Петербургский листок» проспекта Петербургской стороны и Гулярной улицы (ныне ул. Лизы Чайкиной) разогнавшийся трамвай «буквально раздавил» таксомотор, прижав его к фонарному столбу. Виновным был признан вагоновожатый, который, видя, что автомобиль не успевает покинуть рельсы, «поленился» остановить вагон, ограничившись замедлением хода.
репортёр газеты «Петербургский листок»:
Отчаянные крики и сигналы таксомотора не подействовали, и трамвайный вагон врезался в мотор, изломав его кузов и значительно повредив свою переднюю площадку
Примечательный случай произошёл годом раньше на Каменноостровском проспекте. 23 апреля 1911 года автомобиль заглох аккурат на трамвайных путях, неподалёку от Троицкого моста. В моторе находились братья Карл и Адольф – сыновья Карла Людвига Крюммеля, основателя нескольких автотранспортных фирм.
Прусский подданный К.Л. Крюммель обосновался в Петербурге, строил в российской столице многоэтажные автомобильные гаражи. В 1909 году был возведён гараж в Ковенском переулке, 5.
Основу этого многоэтажного здания, рассчитанного на размещение полусотни автомобилей, составлял железобетонный каркас с заполнением стен пустотелыми шлакобетонными блоками.
Второй гараж К.Л. Крюммеля был выстроен в 1913 году на Дивенской улице.
Цилиндрическое железобетонное здание гаража, рассчитанного на размещение 120 автомобилей, было снабжено лифтом для транспортировки моторов.
В тот злополучный апрельский день 1911 года Адольф Крюммель остался за рулём, а Карл вышел, чтобы завести заглохшую машину. Тем временем на рельсах появился трамвай, и вагоновожатый по каким-то своим соображениям не стал тормозить, в результате чего наехал на Карла Крюммеля, «причинив ему костное повреждение» – перелом берцовой кости левой ноги.
В ходе разбирательства Адольф Крюммель засвидетельствовал, что его брат Карл «кричал и махал рукой вагоновожатому, но последний не обращал никакого внимания, нагнался на автомобиль и прижал вагоном к автомобилю брата, причинив ему перелом ноги». Вагоновожатый же божился, что не видел человека на путях. Но автомобиль-то не заметить было трудно!
Привлекли дополнительных свидетелей, и вина вагоновожатого стала очевидна. В итоге городские власти Петербурга (трамвай был подведомственен городу), не доводя дело до суда, выплатили Карлу Крюммелю в качестве компенсации 4 тысячи рублей, а с вагоновожатым разобрались своими методами.
После этого и ряда других подобных случаев безопасность трамвайного движения, как это ни печально, существенно не улучшилась. В 1912 году «Петербургский листок» живописал безрадостную картину: «Переполненные до невозможности вагоны то ползут черепашьим ходом, то мчатся сломя голову, давя пешеходов и опрокидывая все встречные экипажи».
Автор: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».