Найти в Дзене

О национальном характере русского народа

Есть такая древняя пословица: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Внешнее влияет на наши чувства, чувства превращаются в привычки и представления (прям по Юму!), привычки и представления формируют характер, а потом уже, в соответствии с характером, выстраивается наша судьба.

То же самое верно и по отношению к народам. Что такое характер человека в общем понятно, а что такое характер народа?

Каждый человек – индивидуален. Особенно если он работал над собой. Но и в этом случае в нем остаются архаичные, «общенациональные» черты. По капле раствора непросто определить его цвет, но стоить заполнить раствором бассейн, как толстый слой тут же выявит его окраску.

Жизнь народа вообще, а великого народа — в особенности, развивается по закону больших чисел. Миллионы, десятки и сотни миллионов людей, поколение за поколением в течение тысячи лет сменяют друг друга. И в этой массе, в этой смене, сглаживаются отдельные случайности отдельных человеческих усилий. Вырисовывается некая определяющая линия.

Именно это имеют ввиду, когда говорят о национальном характере.

История Апеннинского полуострова делится на историю двух народов – одного, который создал Римскую империю, и другого, который Римскую империю не создал (хотя пытался). География – одна и та же, природные условия – те же. Другие времена? Ну так еще один народ за отчетный период сумел создать аж три (!) великие империи, не взирая на различные исторические декорации.

Очевидно, что разность в самих народах. В их национальных характерах.

Изучение национального характера не только объясняет прошлое, но и объясняет настоящее и даже позволяет спрогнозировать будущее.

Нас, естественно, интересует в первую очередь русский народ и его характер. К сожалению, в многонациональной империи эта тематика (как впрочем и практически всё с прилагательным «русский») не то чтоб под запретом, но сильно не приветствуется (да и никогда не приветствовалась).

Но что-то есть.

Некоторые исследователи выводили самые фундаментальные особенности русского характера из географических и климатических условий проживания.

Так Лосский объяснял меньшую способность русских к кропотливому, равномерному труду сезонным характером работы крестьян – практически 5 месяцев в году всё вокруг завалено снегом и людям просто нечего делать, а вот когда начинается страда, тогда работа по 20 часов в день, от рассвета до заката, падай – но делай. Поэтому русскому человеку так привычна практика авралов. Он лучше через надрыв что-то сделает за три часа (а потом весело отпразднует достижение), чем спокойно, без напряга сделает это же за неделю.

По Лосскому русские - народ лесов, а лесные тропинки кривые, путанные. Отсюда меньшая способность русского народа к рациональному и логическому мышлению. Деревья закрывают простор, делают даль неочевидной и таинственной. Отсюда склонность к фантазерству, мечтательности «что там, за деревьями, есть что-то такое…»

В общем, общий ход мыслей понятен и не лишен логики. Кроме исходного географического и климатического фактора на характер народа влияет и фактор внешний.

Регулярная повторяемость внешних угроз самому существованию нации формирует охранительно-милитаристское сознание. Все города образовывались как крепости или остроги (для сравнения в Европе – в большей степени как бывшие ярмарки или торжища), защита отечества воспринимается не как вынужденная неприятность, а как естественный долг и даже что-то сакральное, типа обряда инициации.

Отсюда культ армии, культ сильного государства, чувство благодарности и долга за самое своё существование, перенесенные на власть в целом.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Не только «прогрессивные» мыслители, но и вполне себе консерваторы отмечали это добровольное «донорство» народа в пользу власти.

Ключевский обозначает это своей знаменитой фразой: «Государство пухло, а народ хирел». Не в смысле, что государство объедало народ (это само собой), а в том смысле что государства в России становилось всё больше, а народа (его воли и участия в жизни страны) – всё меньше.

Именно гипертрофированное репрессивное полицейское самовольное государство и придало русскому национальному характеру те неприятные черты, которые любят подчеркивать либералы (и не только либералы, Лесков например)

По словам того же Ключевского, от «сильного государства» Петра (126 военно-полицейских команд) русскому народу пришлось хуже, чем от Батыя.

Столетиями основная часть русского народа – крестьяне – пребывала в состоянии «крещенной собственности», что не могло не вызвать самых серьёзных негативных мутаций в характере народа. Более того, многие видят в крепостничестве первопричину всех русских бед.

Господство же на Руси крепостного рабства исследователи убедительно обосновывают тоже внешним фактором – как следствием насильственных действий войны.

В итоге столетиями длилась ситуация, когда единственным способом обрести достойную жизнь, да и просто выжить, в России было безропотное исполнение любых чудачеств власти (государства, барина – не важно). И что интересно, это не вызывало отторжения, потому что вошло в склад национального характера русского народа (культ власти как единственного гаранта твоего существования)

Плеханов вообще как будто из сегодняшнего дня пишет:

Жители России не имеют возможности иного существования, кроме государевой службы. Они не имеют привычки задуматься о своих "должностных обязанностях" - как следует и не следует поступать при тех или иных обстоятельствах. С совершенно спокойным сердцем они могут жечь, грабить, опустошать города и сёла даже единоверцев и единокровцев.
Это всё порождает крайнюю скудость запаса нравственных понятий, которую не может восполнить даже великая русская литература.

(я понимаю – великая литература как компенсация вымыслом недоступности осмысленного общественного бытия)

Каково будущее у народа с таким характером?

Русские аномально зависят от власти, а власть в России определяется случаем. Сегодня одно, завтра другое. В этом и проблема (и сила) русского народа – он принимает любую власть, с равным усердием проводит в жизнь любую прихоть власть-придержащих (конечно, есть границы – и главная из них: соблюдение условий сохранения силы власти и государства)

Русский народ имеет все шансы принести самого себя на алтарь России как империи. Россия как государственная машина так и будет оставаться серьезной силой. До тех пор пока не закончится её топливо – на всё согласный русский народ.