Думаю каждый из нас слыхивал (и не раз) о старообрядцах или, другими словами, раскольниках. Даже не находясь глубоко в теме (лично мне), запомнились главные герои из "Тихого Дона" и фильма "Староверы". Не находясь в оперативном использовании эти слова, тем не менее, оставались в памяти, обрастая личными домыслами и превращая старообрядцев в неких лютых, опасных, страшных и непонятных "заговорщиков", может даже отчасти "снежных людей". Почти сказка. Почти туманная выдумка.
А что же было на самом деле? Для меня, как человека не очень честно изучавшего в школе историю, вдруг открылся целый пласт нашего родного прошлого: богатого и очень пёстрого. Итак, небольшой экскурс в прошлое. Реформа середины 17 века патриарха Никона не оставила ни одного верующего равнодушным, ведь она замахнулась на святая святых церкви - её устои. Попытка реализации греческих канонов в русской Православной церкви вызвало бурю негодования, с которым, тем не менее, государство активно боролось и боролось с большим успехом.
Это привело к массовым гонениям инакомыслящих, что и привело к формированию движения "старообрядцев" (то есть людей, почитающих "старый" церковный обряд) или "староверов" (то есть поклонников старых, первоначальных канонов веры). Старообрядцы уходили в менее населённые районы, подальше от сторонников обновления Православной Церкви. Этот процесс охватывал всю страну. Один из таких малодоступных регионов недалеко от Москвы были болота и леса в пойме реки Гуслица. Вообще Гуслицы— часть Мещеры, край на востоке Подмосковья, прежде входивший в состав Богородского уезда Московской губернии, а ныне — южная часть Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области. В частности, недалеко от деревни Беливо во второй половине 17 века и был организован скрытый от посторонних взглядов лесом и болотами старообрядческий скит.
Уверен, в те далёкие годы найти скит было совсем непросто, хотя сегодня можно уже точно утверждать, что подавляющая часть жителей всего района были старообрядцами, что точно помогало власти определить место положения инакомыслящего скита. К середине 19 века правительство серьёзно взялось за старообрядцев и направило гвардейцев на уничтожение Беливского скита. Если я верно понимаю, то при финальном разорении скита никто сильно не пострадал, минимум не погиб: солдаты разогнали монахов и послушников, а скит сожгли. Точка? Нет, точку тут не поставить, если вспомним, что в районе до сих пор существует масса приходов старообрядцев, а на прежнее место Беливского скита не зарастает народная тропа, а всё место ухожено и производит впечатление "намоленного".
На территории можно различить места купели, родника, а также несколько могил. В одном из текстов я прочитал, что именно отца Леонтия захоронили здесь уже после его естественной смерти.
Как живёт скит сейчас? Совсем недалеко проходит отличная асфальтовая дорога, так что доступ к обзору скитов самый что ни на есть отличный. Конечно, намного интереснее и романтичнее дойти до скита от Мисцево, или Беливо (если повезёт, то можно и заблудиться). Вокруг много тропинок, масса крестов, символичных повязок на деревьях и иных артефактов поклонения. Другими словами территория точно посещаемая и совсем даже обитаемая. Причём летом можно увидеть множество людей (с местных деревень и дач), собирающих грибы или ягоды (черника в первую очередь).
Кстати, старообрядцем был и известнейший во всей России мастер фарфора Кузнецов, основатель фабрики в Дулёво, которая и сегодня продолжает производить прекрасную посуду и называется «Дулёвским фарфором».
Рекомендую ли? Конечно! С одной стороны этот скит - неотъемлемая часть истории нашей прекрасной родины. С другой стороны понимание Мещеры будет неполным без знакомства с этой территорией!