План Build Back Better, амбициозный законопроект президента Байдена о социальных расходах, не имеет успеха. Однако краеугольный камень законопроекта - историческое обязательство по раннему образованию и уходу за детьми, предлагающее всеобщий доступ к дошкольным учреждениям для детей 3 и 4 лет - все еще имеет шансы на принятие.
План стоимостью 110 миллиардов долларов пользуется популярностью. Семьдесят процентов избирателей хотят, чтобы их представитель работал с президентом над его принятием. Более 60 процентов зарегистрированных избирателей считают уход за детьми и дошкольное образование разумным вложением денег налогоплательщиков. "Исследования показывают, что когда маленький ребенок ходит в школу - не в детский сад - у него гораздо больше шансов окончить среднюю школу и поступить в колледж или куда-то еще после окончания школы", - сказал президент, выступая в 2021 году на совместном заседании Конгресса.
Однако недавняя оценка программы дошкольного образования в штате Теннесси грозит поставить точку в этом вопросе. Вывод, сделанный в результате оценки, - что учащиеся, которые участвовали в программе, в третьем-шестом классах были хуже в академическом и поведенческом плане, чем их одноклассники, - заставил критиков усомниться в целесообразности инвестиций в раннее образование.
Но критики упустили реальный смысл исследования: то, изменит ли дошкольное образование жизнь учеников к лучшему, полностью зависит от качества школы.
Высококачественная программа, по мнению экспертов в области дошкольного образования, отличается небольшими классами и низким соотношением учеников и учителей, хорошо подготовленными преподавателями, научно обоснованной учебной программой, в которой особое внимание уделяется практическому обучению, а не обучению букварю или раскрашиванию по линиям, и большим количеством времени для игр. Основное внимание уделяется физическому, социальному и эмоциональному росту детей, а также их когнитивному развитию. В такой обстановке малыши, желательно из разных социальных слоев, решают проблемы вместе, а их воспитатели разговаривают с ними, а не на них.
Другими словами, хороший детский сад - это место, в которое вы хотели бы попасть, когда вам было 4 года.
Хотя множество исследований показали, что влияние высококачественного дошкольного учреждения может проявиться спустя годы, лишь меньшинство программ дошкольного образования соответствуют этому стандарту. После обследования дошкольных учреждений по всей стране В. Стивен Барнетт, старший содиректор Национального института исследований раннего образования, пришел к выводу, что "дети в дошкольных учреждениях, как правило, проводят большую часть времени в рутинной деятельности, включая ожидание или подготовку к чему-то, и мало времени уделяют изучению новых понятий, получению обратной связи от учителей, а также обучению планированию и обдумыванию своих действий и опыта".
Дошкольный детский сад реализует свои обещания только тогда, когда станет первым классом. Таков вывод "Эффективность дошкольного образования в больших масштабах", общенационального анализа влияния дошкольного образования на показатели успеваемости четвероклассников по чтению и математике, проведенного Тимоти Бартиком и Брэдом Хершбейном из Института исследований занятости им. В штатах с высококачественными программами посещение дошкольных учреждений повышает оценки учеников четвертого класса по математике на 2,8 процентных пункта, а афроамериканские ученики получают еще больше. Однако уровень дошкольного образования для типичного ученика в среднем районе недостаточно высок, чтобы обеспечить существенные преимущества. Итог: "Для того чтобы широкомасштабное расширение системы дошкольного образования имело смысл, политики должны поддерживать качество".
Программа Теннесси была примером того, чего делать не следует. "У штата не было целостного видения", - сказал мне Дейл К. Фарран, профессор Университета Вандербильта и соавтор исследования по Теннесси. "Каждый учитель, предоставленный самому себе, изобретал дошкольное образование самостоятельно".
Наблюдатели, посетившие около 300 классов для дошкольников, сообщили, что львиную долю разговоров вели учителя. Такое обучение с отработкой навыков может ознакомить детей с основными фактами, но эти успехи исчезают, если они не связаны с более глубоким обучением. "Самым распространенным видом деятельности в обеих группах классов был переход", - добавляет доктор Фарран, - "переводя детей с одного вида деятельности на другой без возможности обучения в это время".
Бостонская дошкольная программа широко считается одной из лучших в стране, с хорошо подготовленными учителями, соотношением один к 11 между учителем и учеником и учебным планом, основанным на научных исследованиях. В конце 1990-х и начале 2000-х годов район не мог удовлетворить спрос, поэтому для определения того, кого из детей принимать, использовалась лотерея. Экономисты Гатри Грей-Лоб (Чикагский университет), Параг Патхак (МТИ) и Кристофер Уолтерс (Калифорнийский университет в Беркли) проследили за более чем 4000 учеников, начиная с дошкольного возраста и заканчивая средней школой, и сравнили результаты тех, кто получил место в дошкольном учреждении, и тех, чей номер в лотерее оказался недостаточно высоким.
"Если бы вы оценивали бостонское дошкольное образование по результатам тестов на успеваемость в шестом классе (на которых было сосредоточено исследование в Теннесси), оно выглядело бы не впечатляющим", - сказал мне доктор Патхак. Однако важен жизненный опыт, а не результаты тестов, и влияние посещения бостонского дошкольного учреждения подтверждает ценность хорошего раннего образования. Те, кто посещал дошкольные учреждения, реже отстранялись от занятий или попадали в систему ювенальной юстиции. У них на шесть процентных пунктов больше шансов окончить среднюю школу и на восемь процентных пунктов больше шансов поступить в колледж. "Мягкие навыки", которые дети развивают в дошкольном возрасте - ждать своей очереди, делиться, использовать свои слова - это то, что способствует успеху в учебе и жизни.
"План президента Байдена обладает большим потенциалом для сокращения разрыва в успеваемости и повышения успешности образования, чем любая национальная политика за последние полвека, - сказал мне г-н Барнетт.
Федеральное финансирование придет как раз вовремя: В новом исследовании Национального института исследований в области раннего образования говорится, что из-за пандемии было потеряно десятилетие прогресса и увеличился разрыв в равенстве. "Пандемия подтвердила, что обеспечить качественные дошкольные программы, которые приносят пользу детям и семьям, не так-то просто", - отмечается в отчете. Только в пяти штатах были программы, которые соответствовали списку института из 10 критериев качества дошкольного образования, которые включают "преподавателей с высшим образованием и специальной подготовкой для детей младшего возраста, небольшие классы, поддерживающие индивидуальный подход, и строгие системы непрерывного совершенствования".
Однако отрезвляющие результаты исследования в Теннесси напоминают нам, что нельзя успокаивать себя мыслью о том, что долгосрочные преимущества неизбежно последуют, если больше трех- и четырехлетних детей будут посещать дошкольные учреждения. Если дошкольные учреждения собираются реализовать свой преобразующий потенциал, они должны быть сделаны правильно.