Знамение Ионы, указывающее на трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе, для фарисеев в данном их духовном состоянии было абсолютно непостижимым. Поэтому Иисус напоминает им историю Израиля и положение языческих народов по сравнению с теперешним положением противников Христа. «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Лук.11:31, 32).
Кто такой Сын человеческий? Тот, Кто больше Соломона и больше Ионы. Хотя первый почитался в Израиле великим царем, а второй великим пророком.
«Восстанут» = «воскреснут» (с греч. анистэми), то есть окажутся в числе спасенных, которые будут судить мир. В сознании иудея – это абсолютно нереальная картина: язычники, производящие суд над лучшими представителями Божьего народа! Нечестивые судят праведников, невежды судят знатоков закона, неграмотные судят служителей слова, которых никто никогда не смеет осуждать!
Сегодня похожая картина сложена в головах современных христиан: «Осуждать служителя – тяжкий грех! Что бы они там ни делали, как бы ни оскорбляли нас, как бы ни превозносились пред нами и использовали нас, - не наше дело совать свой нос в их дела и тем более осуждать их! Пусть царствуют, как им угодно, - ведь они же царственное священство. У них власть и сила, данная им Богом. Им всё можно, ведь они поставлены нам свыше. Будем же почитать их, несмотря на то, что иногда они унижают нас, угашают наш дух и разваливают церковь.
А нам нужно молчать и терпеть. Пусть лучше царица Савская по воскресении осудит их так называемую мудрость. Пусть лучше ниневитяне воскреснут и осудят их гордость и малодушие. Мы лучше подождем и помолчим, чтобы не потерять Царство небесное».
Однако, если праведный увидит неправду, услышит хамство, заметит несправедливость, что он должен со всем этим делать? «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет» (Лук.11:33).
Христос не всегда молчал, видя лицемерие служителей. Он зажигал свечу истины и поднимал ее, чтобы во свете Слова Божьего люди видели истинное положение вещей. Чтобы понимали, что значит жить по истине и как правильно истолковывать Священное Писание. А также говорили эту истину тем, кто высоко возносится, прикрываясь служебным положением. Поэтому написано: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (Еф.5:10-14).
Главное, чтобы наш светильник не коптел и не горел чуждым огнем лукавства, неадекватной злобной истерии или отстранённой беспринципности. Молчание тоже бывает сродни соучастию в неправде и подлости. Поэтому если я вижу лицемерие, несправедливость или откровенное хамство, я должен как-то на это реагировать.
При этом мне нужно смотреть и за собой, не предвзято ли я сужу и сужу ли судом праведным. «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лук.11:34-36).
Дело в том, что мы как христиане не можем не реагировать на зло. Особенно там, где его вообще не должно быть, то есть в церкви. Если я вижу неправедные действия, я реагирую. При этом мое око, мой светильник, через который я смотрю, то есть мой мозг, должен быть чист от предвзятости и лицемерия.
Потому что если я готов спускать всякое зло, прикрываясь христовым всепрощением, то это мое так называемое «прощение» может нанести вред как лично человеку, так и другим людям.
То, что Иисус говорит о светлом оке, то есть о чистом беззлобном разуме, соответствует Его словам из Нагорной проповеди о том, что когда мы реагируем на зло, мы не должны нашу реакцию доводить до крайностей.
Каких? «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).
С одной стороны – псы, которые по злобе своей видят вокруг только зло. Поэтому всегда лают и оскаливают зубы, норовя укусить за малейшую оплошность.
С другой стороны – толстокожие свиньи, которым абсолютно всё равно, что происходит вокруг. Они достаточно комфортно чувствуют себя и в самой грязи: «Зло, так зло. Ругань, так ругань, - мне параллельно, моя хатка с краю».
Но их бесхребетная отстраненная позиция ничуть не лучше неадекватной агрессии псов. Поэтому нам нельзя приближаться ни к одной из этих крайностей и удаляться от таких людей, в которых мы видим такие проявления. Даже если они напускают на себя вид благочестия. Таковых удаляйся (2Тим.3:1-5).
У бесов нет иного места обитания, кроме как в человеческих сердцах. К несчастью все мы греховны. А бесы живут только там, где царствует грех и беззаконие. Им комфортно там, где проявляется злоба, ложь, алчность. Поэтому когда Христос входит в человека Духом Святым, бесам некуда деваться, их лишают места жительства, они становятся бездомными.
И они яростно, как рыкающие львы, ищут тех, кто допускает в себе зло, кто заигрывает с грехом. Или тех, кто однажды отдал себя Христу, а затем разочаровался в его благодати.
Для таких людей повторное вселение бесов гораздо хуже того, что происходило с ними раньше. Потому что для них не остается надежды, якорь – Христос сорван с канатов Его любви. Их корабль несет на скалы духами злобы поднебесными.
Поэтому нам нужно тщательно беречь свой светильник – свою веру, свое общение с Иисусом, свою ненависть к греху. А также свято хранить и правильно понимать Слово Божье - истинный светильник ноге моей, чтобы однажды войти во свет, исходящий от лица Создателя и Господа Иисуса Христа.