Жизнь часто опровергает теорию похожести людей, родившихся в один день. Конечно, просто дата не даст им одинаковые жизненные пути. Разве что подкинет больше вероятности схожих увлечений, привычек и некоторых черт характера. Да и Луна с Солнцем управляют по-разному в каждой точке планеты. Время и место рождения, социальное положение, воспитание, окружение влияют на судьбы и характеры людей больше, чем одни и те же данные в метрике.
Скорее всего, одинаковые даты, дни рождения - простая случайность - лучше воспринимать, как интересное совпадение, а не как копирование чьей-то судьбы, характера, ошибок и успехов.
На 7 мая приходит одно удивительное совпадение: в этот день, но с разницей в семь лет, родились два известных композитора, П.И.Чайковский и И.Брамс.
В каком-то смысле этот факт уникален.
- Во-первых, другого подобного примера с именами известных композиторов, чтобы они родились в один день, в литературе не встречается.
- Во-вторых, между Чайковским и Брамсом были особые творческие противоречия.
- В-третьих, на примере произведений этих композиторов хорошо просматриваются различия двух миров: русского и западного.
Из-за различий духовного и общественного развития этих цивилизаций до сих пор существуют противоречия между Западом и Россией, между их принципами мироустройства. Тема актуальная сейчас, как никогда...
Жизненные пути Брамса и Чайковского сложились по-разному, несмотря на "схожесть гороскопов". Общего между ними было очень мало:
- Брамс родился в 1833 году в небогатой семье. В возрасте 13 лет он уже материально помогал семье, родителям. Играл и в кабаках, и в борделях, перекладывал модные песенки, зарабатывал как мог.
- Детство Чайковского прошло в любви и в неге, в достатке и тёплом окружении.
- Когда Брамс был уже известен, как профессионал, исполнитель и композитор, Чайковский служил в Министерстве юстиции и только мечтал сменить профессию.
- П.И.Чайковский был человеком скромным, чувствительным, тактичным, мнительным.
- О Брамсе же только друзья могли утверждать, что в нём "есть мягкость", которую он не любил демонстрировать окружающим. Возвращаясь с какого-нибудь светского приёма, званого вечера Брамс мог сказать: "Если я кого-то там не оскорбил, то прошу у них прощения". Да, Брамс часто бывал раздражительным и несдержанным.
- Если П.И. следил за собой, за своим гардеробом, то Брамс не любил покупать новую одежду, совсем не был модником, ходил в мешковатых штанах с заплатками.
Чайковский уважал Брамса, как последователя классических традиций, как профессионала, не стремившегося к внешним эффектам ради популярности. Но при этом называл его "математиком звуков", "технарём" и обрушивал шквал нелицеприятных комментариев:
"Играли подлеца Брамса. Экая бездарная св...лочь! Меня злит, что эта самонадеянная посредственность признаётся гением"
"Он пишет гладко, ровно, без проблеска самобытного дарования"
Чайковскому не нравилась скрытость музыкальных мыслей в произведениях немецкого коллеги, недоведение их до логической точки, плотность фактуры, затянутость, недостаточность "мелодической изобретательности", отсутствие чувств и эмоций и т.д.
Даже ученик Чайковского, известный композитор С.И.Танеев, о музыке И.Брамса говорил: "Отвратительная и бесполезная г...дость"
Чайковский и Брамс встречались в Германии, общались, выпивали, встречали вместе Новый 1888 год. Как человек Брамс тогда понравился П.И.
Чайковский потом писал: "он милый и не такой гордый, как я воображал", "мне нравится его открытость и простота". Но музыка этого немецкого композитора по-прежнему не нравилась Чайковскому, он не переставал её ругать и критиковать.
Очевидно, что Чайковский несправедлив к Брамсу. Но он всегда искренне говорил то, что сам чувствовал. Он не мог кривить душой, льстить, лгать. Чайковскому всегда было тесно в рамках. Как истинно русского человека, его влекли просторы, теплота, искренность, сентиментальность и душевный размах. Ему не нравилась утончённость ради утончённости, красота ради красоты. В музыке Брамса он не видел душевного порыва и раскрытых чувств.
Это была не личная неприязнь, особое негативное отношение только к музыке Брамса. П.И. прохладно относился и к Баху, и к Генделю. Полифония его не вдохновляла. Вот Моцарта он любил! С детства.
В XIX веке творчество русских композиторов было мало известно в Европе. Для Брамса, продолжателя традиций Бетховена, русская музыка была непонятна и нова. Своё мнение о творчестве Чайковского и других русских композиторов, он никогда не высказывал.
Что поделать, разница между натурами, менталитетом, мировоззрением существовала всегда и таковой останется: широта души русского человека никогда не будет понята немцем. Западные европейцы не любят раскрытых чувств, а русским не нравится западный узкий голый практицизм. Versus.
Вот и объяснение заголовку "Брамс vs Чайковский".
На Западе с конца позапрошлого века, со времени исполнения там 5-й симфонии П.И.Чайковского, русскую музыку считают слишком сентиментальной и эмоциональной.
Да, Брамс - гениален, но от его музыки всё-таки плачут реже, чем от шедевров Чайковского. Судьба другая...
А в жизни всё может быть!
Вот П.И.Чайковского и И.Брамса разделяют культуры, музыкальные взгляды, приоритеты, привычки, ориентиры, основы. Но объединяет их огромный вклад в мировое музыкальное искусство и...день 7 МАЯ
Подписывайтесь на канал, комментируйте, слушайте, читайте, размышляйте, отдыхайте!
#музыка
#искусство
#Чайковский
#Брамс
#день рождения в один день