Современные родители часто слышат, что важно развивать мелкую моторику ребенка. Но для чего это нужно и какое она имеет значение известно не всем.
Развитие мелкой моторики влияет на:
- внимание
- мышление
- зрительную память
- воображение
- ориентацию в пространстве
- речь
Как считают ученые, развитие мелкой моторики эффективно начинать в возрасте 8 месяцев, когда пальцы рук смогут поддаваться тренировке.
Чем больше у ребенка развиты пальцы рук, тем сильнее работоспособность коры головного мозга. В дошкольном возрасте, развивая мелкую моторику, ребенок развивает речь, мышление и готовит руку к письму.
Дети, у которых моторика рук развита слабо, обычно недостаточно внимательны, быстро утомляются и могут иметь различные проблемы с речью и логическим мышлением.
В дошкольном возрасте недостаточно развитая моторика явно видна, возникают трудности с задачами, которые нужно выполнить руками: закрасить, заштриховать, застегнуть пуговицы итд
Но чтобы предотвратить подобные сложности перед школой, важно не упустить отставание в развитии моторных навыков с грудного возраста.
Существуют некоторые средние нормы:
-3-6 месяцев ребенок учится хватать игрушку
-1 год - умение перекладывать предмет из одной руки в другую и захватывание мелкого предмета двумя пальцами
-1,5 года первые навыки рисования, умение держать ложку, переворачивать страницы
-2 года- малыш может нанизывать колечки пирамидки, откручивать крышку, ставить 2 кубика друг на друга
-3 года- детки могут рисовать пальчиковыми красками и карандашом простые фигуры и линии
-3,5-4 года- малыш вполне справляется с пластилином, красками и кистью, ножницами, способен обвести контур и построить башню из большого количества кубиков
-5 лет - ребенок умеет раскрашивать картинки, переписывать по образцу буквы и цифры, учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы
-6 лет - активно идет подготовка к школе, ребенок уже умеет все делать аккуратно: обводить по пунктиру, вырезать ножницами и делать аппликации, писать буквы и цифры итд
Популярные способы развития мелкой моторики:
- Существует множество пособий и обучающих игр для детей: шнуровки, пазлы-вкладыши, пирамидки, конструкторы итп.
- Игры с мелкими камешками, бусинами, фасолью. Сортировка предметов по цвету, форме, размеру итд. Игры с мелкими предметами осуществляются исключительно под присмотром родителей.
- Совсем малышам подойдет пальчиковая гимнастика с веселыми потешками, например Сорока-Сорока, Ладушки-Ладушки итп.
- Детям постарше будет полезно выполнять простые бытовые задачи: самостоятельно раздеться, разложить вещи в шкафу, замесить тесто или перемешать фарш, помыть посуду.
- Лепка пластилином, тестом, глиной. Раскатывание в ладошкам, лепка шариков, колечек итп, пластилиновые аппликации.
- Использование в качестве игры всевозможных бытовый предметов: прицепить прищепки на веревку, закрутить гайку на болт, заматывание ниток в клубок итд
В детском саду Happy Day уделяют внимание мелкой моторике рук ежедневно. После дневного сна, когда детки отдохнули и все утренние интеллектуальные наработки улеглись, мы занимаемся моторикой. В нашем саду огромное множество специальных пособий, раздаточного материала для занятий с детьми и каждый день используются разные, поэтому такие занятия детям очень интересны.
Малышам нравится шнуровать, перебирать бусины, застегивать пуговицы и молнии. Они увлеченно занимаются и воспринимают занятия по развитию моторики в качестве игры.