Около 40% рынка манги в Японии рассчитано на мужчин старше 18 лет. При этом верхней возрастной планки у жанра сэйнэн нет. Как нет и даты появления, и одного прародителя. Если произведения для подростков сёнен появились в определённый момент, то развитие направления для старших групп происходило спорадично, зачастую с учетом возраста самой аудитории. Так кто же придумал сэйнэн и как жанр для взрослых превратился из полуэротических рассказов в истории, «исцеляющие душу»? Расскажем сегодня!
Изначально сэйнэн не имел чётких границ. Сейчас к нему относят даже работы 1960-х годов. В основном они были связаны с исторической тематикой или адаптацией киносюжетов, таких как «Затоити», история которого была выпущена в виде манги в 1966-м. Или же повествование об атомной бомбардировке Хиросимы «Жертвы чёрного дождя». Впервые же на мангу для взрослой аудитории обратили внимание после успеха первого сериала «Люпен 3» в 1970 году. На экране чаще начали появляться деньги, пошлые гэги, распитие алкоголя и курение. К реалиям зрителя старшего возраста индустрию аниме начали приближать такие сериалы 70-х как «Счастливый начальник отдела». Подобные произведения представляли из себя набор коротких скетчей, выполненных на достаточно низком уровне по сравнению с аналогичными сериалами для детской аудитории.
С выходом известных западных блокбастеров вроде «Джеймса Бонда» на мировой уровень в начале 1980-х, японская анимация начала больше вкладываться в крупные проекты, связанные с историями киллеров, якудза или специальных агентов. Так на телеэкранах стали появляться манга-серии вроде «Голго 13», имеющие возрастной рейтинг R+. В 90-е тенденция продолжилась, привлекая новую аудиторию за счет добавления главных героев-женщин или перехода в новую тематику, например, в военные боевики. В качестве примера можно привести «Бесшумный флот», где отражены острые политические проблемы и страхи того времени. На этом фоне начинает делать свои собственные фильмы и легендарный в будущем режиссёр Мамору Оси, снявший в 90-х именно для старшей аудитории две свои классических франшизы «Призрак в доспехах» и «Полиция будущего».
Толчком развития идей о комедиях для выпускников школ и молодых работников стали сериалы конца 80-ых годов прошлого века вроде «Доходного дома Иккоку». Он представляет из себя подростковую романтическую комедию, в которую добавили немного бытовых проблем и «взрослых атрибутов» вроде алкогольного юмора и больше сексуализированного контента. С распространением публикации аниме на кассетах, оставив только контент близкий к эротическому, начали выходить этти-аниме для старшей аудитории. Они отличались характерными обложками и завлекающим пёстрым содержанием.
В это же время параллельно происходит формирование и расслабляющего контента для взрослой аудитории, который направлен на улучшение душевного состояния читателя. Такие работы были посвящены молодым парам и касались бытовых мелочей, любви, приятных воспоминаний с элементами светлой грусти. Действие происходило на фоне привычных зрителю средних лет декораций: в офисах компаний, на станциях, в многочисленных барах за стаканом виски или вина.
Одним из первых таких авторов был обычный графический дизайнер из японской компании, издававший свои произведения под псевдонимом Ватасэ Сэйдзо. Его четырёхстраничные полностью цветные работы считаются предвестником поджанра «иясукэй» или «исцеляющее аниме», сюжеты которого лишены негативной эмоциональной окраски и служат для релаксации. Позже массовый зритель оценит такие произведения этого жанра как «Дневник поездок в Йокогаму за покупками» или «Аква» о марсианских женщинах-гондольерах.
С другой стороны, кроме расслабляющего аниме, боевиков или романтических лент из комедийного направления постепенно отделяется поджанр с чёрным юмором. Имея проверенное временем строение, одна история – одна серия, такие произведения включали в себя серую мораль, шутки над людскими пороками и темы для аудитории среднего возраста. Самым известным представителем поджанра можно назвать «Смеющегося коммивояжера» о торговце счастьем, которое приводит людей в ловушку собственных желаний. Малоизвестный за пределами Японии, этот сериал был довольно популярен на национальном телевидении и насчитывал более 100 эпизодов.
На рубеже веков развитие жанра продолжилось, углубляясь в завоевание ещё неосвоенной аудитории. Так начинают появляться аниме про героические профессии, автомобили, маджонг и другие темы, которым обычно в Японии посвящены отдельные манга-журналы. С развитием международного рынка на сцену сэйнэн-аниме вышли такие авторы как Урасава Наоки с его мангой «Монстр», получившей международное признание среди фанатов аниме. Немалую роль в этом сыграл американский канал Cartoon Network, в частности блок Adult Swim, где были показаны такие сэйнэн-сериалы как «Ковбой Бибоп» и «Призрак в Доспехах».
В нулевые годы авторы стали чаще использовать нестандартные решения в юмористических работах для старшего поколения, и такие манга и аниме начали получать свою аудиторию. В качестве примера можно привести совсем уж сюрреалистические аниме вроде «Кошачьего супа» или просто произведения на необычном концепте вроде «Гипсовых юношей», рассказывающие историю поп-группы, состоящую из древнегреческих бюстов.
В наше время жанр сэйнэн продолжает существовать во множестве форматов. От адаптаций классической литературы Японии до аниме про ресторанных критиков или космонавтов. Как и другие возрастные категории популярной культуры их рамки до сих пор крайне условны и скорее вбирают в себя множество групп с разными интересами, но одной любовью. Любовью к аниме.