Заковыченные слова в заголовке взяты из программы «Место встречи», прошедшей на НТВ 5 мая.
Речь в ней шла о самом насущном в наши дни – о СВО. И обо всём, с ней связанным.
Но прежде, чем рассказать об услышанном и об отношении к этому автора со своих обывательских позиций, приведу слова писателя Валентина Пикуля из его романа «Барбаросса»:
«А что же было в то время у нас хорошего?
Народ был хороший – лучше нас с вами. И любовь к великой Отчизне даже в те злодейские времена народ испытывал гораздо большую, нежели сейчас…».
Ему не довелось дожить до уничтожения СССР – умер в 1990-м – не мог оценить нынешних своих соотечественников.
А теперь о том, что прозвучало в программе.
В самом начале её были озвучены вопросы, которые не дают покоя многим россиянам:
«Почему Россия выплачивает долги «недружественным странам» в евро и долларах?
До каких пор в России можно безнаказанно гадить против своей Родины?».
А более подробно эти вопросы разбил на сегменты ведущий Андрей Норкин –
«чего мы себя сдерживаем во всех смыслах:
в военном - недостаточно активно уничтожаем украинскую инфраструктуру, позволяющую им подпитываться оружием;
в экономическом – может, недостаточно жёстко отвечаем им на санкции, оставляя им шанс поддерживать хорошие отношения;
в политическом - они высылают наших дипломатов, ограничивают нашу политическую деятельность, а мы отвечаем, в лучшем случае, зеркально;
в информационном плане, потому что позволяем распространять по всему миру дикие выдумки про нас;
в идеологическом, потому что те же выдумки распространяют наши люди в СМИ и т.д.».
И резюмировал: «В совокупности всё это воодушевляет противника, а хотелось бы, чтобы было наоборот».
Телезрителям напомнили, что боевики, заблокированные на «Азовстали», хотят обменивать мирных заложников на продукты и лекарства (как террористы в Сирии). Норматив - 15 человек гражданских в обмен на тонну продовольствия и медикаменты.
А дальше излагаю дискуссию в студии почти стенографически, близко к прозвучавшему. Текст перемежаю авторскими оценочными вставками.
Итак.
Наши западные «партнёры» заморозили (украли) наши резервы на 300 млрд. инвалюты, но мы продолжаем выплачивать долги в валюте этим же странам.
Британский «Bloomberg»: «Россия перевела западным кредиторам 650 млн. долларов, не в рублях, а в американской валюте».
Стране удалось избежать технического дефолта по этому долгу. Следующие платежи по облигациям Россия должна произвести 27 мая.
Политолог Антон Хащенко: такие решения принимаются на самом высоком уровне, как минимум согласовываются, а раз такие решения принимаются, значит это нужно.
Автор: меня зацепило «значит это нужно». Этакая индульгенция о непогрешимости.
Понимаю, конечно, что у принимающего «такие решения» степень кандидата экономических наук. Но меня интересуют те же вопросы, что прозвучали в студии.
В студии: почему мы им платим, если они всё украли? Есть подковырка: заморозили государства. А мы платим не государствам, а частным инвесторам.
Нам придётся и дальше выпускать облигации, и если мы окажемся ненадёжными «партнёрами» у нас их не купят глобальные (не только западные) инвесторы.
Автор: оказывается, у нас сейчас валюты полно, а тратить её некуда, потому что «дебилы западные» закрыли нам импорт. Вот мы и платим. В надежде на инвесторов. А зачем нам нужны те инвесторы, по сути, дающие нам деньги в долг? Куда мы дели прежние их инвестиции?
Журналист Дмитрий Лекух: то что оплатили, это правильно, но вот то, что занимали под облигации эти деньги – это кривая схема. Зачем занимали? Для того, что складывать их и нефтяные деньги в Фонд национального благосостояния, чтобы они лежали мёртвым грузом на тех самых счетах, где их потом арестовали?
Автор: человек зрит в корень. Вот и мне тот же вопрос не даёт покоя. Поистине «кривая схема». Это ещё очень мягко сказано.
Помнится в начале 30-х годов прошлого века советское государство и те самые люди, которые «лучше нас с вами» напрягали все силы, все свои - в ту пору скудные средства - для того, чтобы за 10 лет (с 1931 года) догнать передовые страны, от которых мы отстали на 50-100 лет. Понимали, что иначе нас сомнут. Руководители понимали и народ вели за собой.
Что же сегодня, неужели этого не понимают те, от кого зависит наша экономическая политика?
Политолог Станислав Бышок: есть доверие к стране, которая платит по своим счетам.
Андрей Норкин: никакие инвестиции к нам не идут. Только деньги за то, что они покупают у нас.
Автор: полностью согласен.
Бышок: если Россия не будет платить по своим счетам, то и в перспективе не будут вкладывать деньги в нас.
Автор: можно подумать они в нас вкладывают. Они на нас деньги делают. А заодно грабят средь бела дня.
Политолог Виктор Олевич: в России, в финансовом блоке есть надежды, что нынешняя экономическая война недолговременная и недолгосрочная, и в какой-то момент – через 10-15 месяцев всё восстановится.
Хотя сам политолог в это не верит: не раньше чем через 10-15 лет.
А пока ЕС через полгода намерен отказаться от закупки российской нефти.
В то же время США ослабляют санкции: месяц назад Вашингтон вывел из-под ограничений российские удобрения, сославшись на то, что это – «товар первой необходимости».
Андрей Норкин предложил сейчас «перекрыть кислород» ЕС.
Автор: вновь согласен с ведущим. Те же удобрения и нам не помешали бы. Если подходить по-государственному.
Депутат ГД Денис Терехов: не понимаю. В 42-м году тов. Сталин мог войной заниматься и платить по купонам? Не могу такого представить. 40% мирового палладия – это «Норильский никель», 20% никеля. Не говоря про удобрения, про зерно. Надо быть последовательным: раз нас загнали в угол, давайте огрызаться. А так это какой-то инфантилизм.
Соведущий Иван Трушкин: владелец «Норильского никеля» скажет: у меня комбинат, палладий, куда мне его деть, десятки тысяч человек на комбинате, их надо содержать.
Автор: вот и я - вслед за депутатом - не понимаю. «Норильский никель» начали строить в 1935 году, а уже в 1941 он начал работать. Не думаю, что комбинат строили для того, чтобы те же палладий, никель продавать за границу. Для себя строили, у себя использовали.
И уж точно, в те годы народные, государственные деньги не «лежали мёртвым грузом на тех самых счетах, где их потом арестовали». На страну деньги работали.
И вряд ли в ту пору рассуждали так же, как некоторые нынешние наши соотечественники. Потому что были «лучше нас с вами».
Журналист Владимир Карпов: у нас с Западом зависимость взаимная, и все это понимают.
Могут быть 3 варианта развития.
Вариант 1-й: когда всем плохо. Мы гордо отказываемся продавать им газ, палладий, нефть. Нам от этого хорошо? Нет, нам плохо, им плохо. Все страдают, все плачут.
2-й вариант развития событий. Это все делают вид. Они делают вид, что соблюдают санкции, мы делаем вид, что страдаем от этих санкций. Все будут имитировать.
3-й вариант – это сближение. Нереален.
Журналист за второй вариант.
В студии напомнили, что во вторник Путин подписал жёсткий Указ в связи с недружественными действиями некоторых государств.
Агентство «Reuters»: Указ даёт Москве право сеять хаос на рынках, поскольку она может в любой момент остановить экспорт или разорвать контракты.
Политический юрист Виталий Серуканов: это символизм. Не нужно всё время терпилить, надо подавать сигналы. В современном мире российскую доброту принимают за слабость.
Они собираются отказаться от российской нефти через полгода, чего мы ждём? Давайте сейчас прекратим им поставки.
Автор: и я придерживаюсь того же мнения. Подхожу к вопросу с обывательской, с житейской позиции.
Если вам за ранее проданный товар не возвращают деньги, объявив, что и не собираются возвращать, то неужели вы станете и дальше поставлять жуликам что-то. Думаю, тут же перекроете им кран. И не откроете до тех пор, пока вам не вернут уворованное ранее. А потом станете сами диктовать условия оплаты.
Хащенко о Сталине: Япония – союзник Гитлера, Япония воюет с США, нашим союзником. Но экономические отношения у нас с Японией продолжались. Главный принцип: не навредить. Надо быть честным: мы экономически не настолько сильны, чтобы…
Автор: сравнил человек что-то с чем-то.
Сталин делал всё для того, чтобы не допустить нападение на воюющую страну ещё и Японии. Он, на мой взгляд, не хотел спровоцировать как-либо и Германию до её нападения не потому, что верил Гитлеру, заигрывал с ним, а потому, что опасался, что США станет помогать нацистам или сообща с ними навалится на СССР, объявив его агрессором. Сегодня мы видим, как это бывает.
А уж за те 300 миллиардов инвалюты, которые не пошли на хозяйственные нужды, а были утащены заморскими крысами, он бы…
Да и не могло такого быть. По определению.
Что же касается маниловских мечтаниях об инвестициях из-за рубежа, то их не будет ни сейчас, ни в перспективе, поскольку, как сообщили в студии, бегство капитала из континентальной Европы в США и Британию сейчас бешеное.
Да и кому нужны деньги в долг, если свои миллиарды сложили в чужую кубышку, которую у нас забрали? Те потери никакие инвестиции не смогут компенсировать.
А дальше в студии пошла речь об иных сегментах вопросов, озвученных ведущим в начале программы.
Но об этом в следующей публикации.
Продолжение следует.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.