Найти тему

Как родители мешают детям читать и «отбивают» любовь к книгам

Оглавление

Ситуация: ребёнок зачитывается только комиксами или фантастикой, «серьёзные» книги ему «не нужны». Или мама открыла книгу, которую читает подросток, а там — нецензурная лексика. Или ребёнок не читает вовсе, и даже книги из школьной программы даются с невероятным трудом.

Либо пристыженный за свои предпочтения ребёнок перестанет читать вовсе, либо «запретный плод» станет для него ещё слаще и родитель не сможет «пробиться» к нему с рекомендациями. А нецензурная брань не всегда показатель «второсортности», а её наличие в книге родитель может использовать себе на пользу.

В этой статье мы поговорим о том, как родители мешают детям читать. И дадим советы о том, как не мешать детям это делать, а наоборот: помогать, советовать и активно участвовать.

Как родители губят любовь к чтению

Детям не оставляют выбора. В чтении, как и в любом другом процессе, есть не самая приятная «обязаловка» и то, что «для души». Если возможности выбирать книги «для души» нет, то смысла читать тоже нет.

Выбирать книги самостоятельно ребёнок должен как можно раньше. Окружайте его разными книгами — и теми, которые он выбрал, и теми, которые вы хотите порекомендовать.

Навязывание книг. Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Ребёнку не интересно читать что-то, написанное давно, непонятным языком, классиком, которого все почему-то считают великим — без обсуждений и дискуссий, просто потому что надо. А книги должны быть о том, что ребёнку интересно. Только тогда он зачитает.

Позиционирование чтения как чего-то сложного и непосильного. «Читать книги непросто, но очень-очень нужно». Не самая мотивирующая фраза, чтобы начать что-то делать, правда? А что насчёт: «Ого, эта книга такая захватывающая, у меня настроение на весь день поднялось!». Такой вариант звучит более многообещающе.

-2

Как привить ребёнку любовь к чтению

Дискутируйте и обсуждайте. Высказывайтесь о книгах, которые читает ребёнок — как позитивно, так и негативно. Особенно это важно с подростками. С детьми помладше лучше выделять положительные моменты в книгах, также можно больше советовать, они охотнее прислушаются. А с подростком — обсуждать, осмыслять, читать что-то вместе — отличная практика.

Научите ребёнка разбираться в литературе. Тут не обойтись без собственного читательского опыта. Ребёнок оценит, что вы открыто задаётесь вопросами: какую задачу решает этот жанр? Почему книги какого-то писателя успешны, хотя написаны посредственно? Можно ввести приятную традицию — обсуждать интересные и неоднозначные вопросы из мира литературы.

Показывайте пример. Когда родитель говорит: «Иди и читай», а сам к книгам не притрагивается, то у ребёнка закрадутся сомнения. Действия эффективнее слов. Если хочется, чтобы ребёнок читал, надо читать.

-3

Не отмахивайтесь от «несерьёзной» литературы. В любом жанре есть хорошие и плохие книги. Приключения? Фэнтези? Детективы? Прекрасно! Начав с «недостаточно глубокомысленных книжонок», ребёнок перейдёт к классикам, так как заинтересуется жанром и его развитием.

А если читает комиксы? Тоже здорово! Комиксы сегодня — вполне серьёзный формат, который поднимает темы не менее важные, чем классическая литература. И комиксы — хороший повод обсудить визуальные приёмы повествования, а не только приевшиеся метафоры да эпитеты.

Если ребёнку нравится какой-то жанр — это замечательно. Значит, он открыт для обсуждений и охотно примет ваши рекомендации.

Чтобы ребёнок полюбил читать, он должен читать то, что он любит. Мы же любим поесть, но не можем есть то, что нам не нравится. Подавайте пример, обсуждайте прочитанное, советуйте, дискутируйте, но не давите — и будет вашему ребёнку читательское счастье.