Найти тему
На перекладных.

Послесловие к Олимпиаде. Пападакис - Сизерон. Неприкасаемые или право имеют

Оглавление
На льду танцевальная пара Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон.
На льду танцевальная пара Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон.

Пара, вызывающая неизменные споры, обсуждения и пересуды. Ими восхищаются, их ругают, им подражают.

Они, как горные птицы, живущие в разреженном воздухе абсолюта. Идеально мягко скользящие, 100% синхронные, бесстрастные. Другие там не живут, начинают задыхаться, отступают вниз, в солнечную долину побежденные, но счастливые.

Любитель фигурного катания, пожелавший остаться неизвестным.

Они завораживают зрителей, как питон свою жертву.

Двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов.

Это выдающаяся пара. Всегда, когда они каются, они заслуживают наивысших оценок. И я с этим совершенно согласна!

Татьяна Тарасова.

Полагаю, свою роль сыграл тот факт, что катание французов, которое я сам всегда обожал, начинает приедаться. Понятно, что говорить я могу лишь за себя, но порой ловлю себя на мысли, что который год смотрю один и тот же танец. Это, как мне кажется, начинает идти Габриэле и Гийому в минус.

Александр Жулин.

Пападакис - Сизерон - одна из самых титулованных танцевальных пар. Пятикратные чемпионы Европы, пятикратные чемпионы мира, серебряные призеры Олимпийских игр 2018, Олимпийские чемпионы 2022. Это не считая национальных первенств, этапов и финалов Гран При. И тем не менее, авторитет этой пары у болельщиков нельзя назвать 100%, не вызывающим сомнений. В свое время превосходство пар Пахомова - Грошков или Торвил - Дин не оспаривал никто. Им отдавали пальму первенства и соперники, и специалисты, и судьи, и зрители. А тут такого единодушия нет. Хотя у пары - армия фанатов. И, главное, в них не сомневаются судьи. На их счету более 500 "десяток" за компоненты. В предолимпийском сезоне они проиграли Синициной и Кацалапову чемпионат Европы. Французы не успели набрать форму и совершили две довольно грубые ошибки, при безошибочном прокате наших. И тем не менее ожидание отметок затянулось на 8(!) минут. Как оказалось, была совершена техническая ошибка в отношении дорожки Пападакис. Ее исправили. Но на осмысление произошедшего: Акелла слегка промахнулся, судьям все равно потребовалось дополнительное время. Их раздумье было удивительным. Здесь играла роль пресловутая традиционная поступательность смены лидеров в танцах. Не менее удивительно другое - сами Пападакис - Сизерон в иерархической очереди к пьедесталу и золоту не стояли.

Как это было.

Они встали в пару почти двадцать лет назад. Ему было 10, ей - 9. Раз и навсегда. Время скататься было. Начали с юниорских чемпионатов. Кстати, на одном из соревнований случилась трагедия. Габриэле коньком повредили сухожилие. Она долго восстанавливалась, вообще травмы их, как и других фигуристов, не миновали. Позже уже при подготовке к взрослым соревнованиям партнерша получила тяжелое сотрясение мозга, тоже потребовавшее длительного восстановления. По юниорам они промчались кавалерийским галопом. Начали с 22 места, дальше 12, 5 и наконец долгожданное серебро в 2013 году. Сразу за чемпионами - Александрой Степановой и Иваном Букиным.

В одном из интервью французы вспомнят об этом.

Мы довольно долгое время соревнуемся с Александрой и Иваном. И эта действительно пара, которую мы высоко ценим. Вы знаете, это действительно забавно расти вместе с ними на протяжении многих лет. Это ведь интересно, правда.

Действительно интересно. Но правда и то, что эти сентиментальные воспоминания не помешали Сизерону порадоваться известию, что русских не будет на постолимпийском чемпионате мира. "Без них спокойнее!" скажет он. Ну тут, кто бы сомневался.

В том же 2013 году Пападакис - Сизерон вышли во взрослые. Достаточно быстро попали в сборную Франции, но на чемпионате Европы оказались в середине таблицы, на 15 месте. На чемпионате мира выступили лучше (13 место) и в Олимпийский Сочи поехали запасными. Бронзовым призером там стал Кацалапов в паре с Ильиных. Еще один будущий соперник.

Следующий сезон стал для французов очень важным. Вслед за своим хореографом Ромэном Хагенауэром они совершили прыжок через океан, в Канаду, в новый тренерский штаб. Но еще более поразительный прыжок им удалось совершить в турнирной таблице. В 2015 они завоевывают европейское золото, а потом повторяют успех на чемпионате мира, хотя после короткой программы держатся на скромном 4 месте.

Что с ними сделали в Канаде? Собственная спортивная карьера новых тренеров - Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона, которых в свое время тренировал Хагенауэр - сложилась не слишком удачно. Хотя у них есть два серебра чемпионатов мира, они больше запомнились страшным падением партнерши на Олимпиаде в Турине. И еще тем, что всегда танцевали любовь. После окончания карьеры спортивная пара превратилась в семейную. Они начали работать вместе, занимаясь танцами. А так как спортивные танцы становились все более сложными, пришлось собрать целую команду специалистов. У канадцев занимались очень известные талантливые пары. Но тренерское золото Дюбрей - Лозон впервые получили с Пападакис - Сизероном. Главной удачей тренеров стал правильно выбранный стиль для этого необычного дуэта. Тренеры приняли их в целом, не стали ломать, высветили достоинства, постарались скрыть недостатки. В плюсах значились необыкновенная скатанность, потрясающая пластичность, причем у партнера, едва ли не большая, чем у партнерши, очень мягкое скольжение. Они напоминали хищников, подкрадывающихся к добыче. Пара была очень музыкальной и техничной. Все эти достижения легли в основу нового произвольного танца. Сложность состояла в некоторой бесстрастности, эмоциональной закрытости фигуристов не только от зрителей, но и друг от друга.

Я вообще не смотрю, что делают и как катаются другие. Единственное, что я могу контролировать, это как катаюсь я сама. Только это для меня имеет значение.
Я сосредоточена только на себе, Гийоме и нашем катании. Даже не на Гийоме, только на себе.

Признается Габриэла позже, после победы в Пекине. Возможно, у обоих было не слишком простое детство. Габриэла обладала очень яркой но нестандартной внешностью, Гийому, судя по его рассказам тоже доставалось от сверстников. Все это не способствовала лучезарной открытости. Каждый их них был вещью в себе. В танцах эмоциональность, артистичность не менее важны, чем техника. Потому что танцы - это как раз и есть отношения партнеров, вынесенные на публику. Проблему надо было решать, и тренеры нашли выход. Был придуман очень хитрый ход с подачи хореографа. Спортсменам на стали навязывать искусственные страсти, а предложили некий "театр в театре". Они становились как бы персонажами некого театрального действия, эмоции нужно было сыграть. Тогда и от зрителей можно было закрыться "четвертой" театральной стеной. Тренерский штаб оттолкнулся от современной театральной балетной постановки на музыку Моцарта. Для танца было выбрано Адажио из 23 концерта Моцарта в исполнении Горовица. Команда энергично взялась за дело. Занимались техникой, хореографией, приглашенная для работы спортсменами актриса Катериной Пинард, давая много необычных упражнений, помогала овладеть необходимой образностью, чувственной "галантностью" 18 века. Танец получился необычный, непохожий на то, что танцевали до сих пор. В нем не было заметно отдельных элементов. С помощью гениальной хореографии они были вплетены, вписаны в программу. Они не выпадали из танцевального контекста. Для этого было придумана масса танцевальных ухищрений. Например, в твиззлах спортсмены меняли положение кистей рук, и получалось, что это уже не просто сложные элементы, а часть спектакля. Тоже самое можно сказать о поддержках. Поддержки - не конек Пападакис - Сизерона. Поэтому они исполняли поддержки не слишком сложные, а если решились на сложные, их раскладывали по музыке на составляющие части, тогда поддержка вызывала меньше затруднений и не казалась инородным акробатическим элементом. Новая программа была принят "на ура" большинством специалистов. Можно, конечно, поискать некий заговор. Наверное, уж очень надоело доминирование русских в этой дисциплине. Прямо с того момента, как спортивные танцы стали олимпийским видом спорта. Пахомова - Горшков, Лининчук - Карпоносов. Потом, правда, проскочили Торвил - Дин, напомнив о том, что родоначальниками этого вида спорта были их соотечественники. А затем все снова вернулось на круги своя. Бестемьянова - Букин, Климова - Пономаренко, Грищук - Платов. Дальше эстафету перехватили канадцы Виртью - Мойр, и американцы Дэвис - Уайт. Но тренировались они у российских тренеров Зуевой и Шпильбанда. Пападакис - Сизерон стали первыми чемпионами без "русского следа". Но на это раз заговор не причем. Гораздо более вероятно, что специалисты посчитали стиль французов наиболее приемлемым путем для дальнейшего развития спортивных танцев. И в данный момент они были правы.

Как одолеть ритм -танец?

Этот вид программы долгое время был камнем преткновения для пары. Что не удивительно, перенесенные на лед "паркетные" танцы не предполагали "синхронно - параллельного" характера исполнения. Пападакис - Сизерон часто откатывались на четвертое место после ритм - танца. Они злились, возмущались, говорили, что глупо переносить бальные танцы на лед и ... проигрывали. Тренерам ничего не оставалось, как снова найти гениальный выход. Они "отменили" ритм - танец, переведя его в плоскость пародии. Таким пародийным был танец в лосинах для аэробики, когда темой была музыка мюзиклов. А главной победой стал ритм - танец последнего олимпийского сезона, сделанный в стиле "вакинг". Это пародия уже в основе своей. Он родился даже не столько в уличной, сколько в клубной среде, именно как пародийное, манерное подражание кинозвездам. Чаще всего женщинам, хотя танцевать его могли, например, 2 мужчины.

Роковая застежка.

Посыпавшиеся золотые медали, а чуть позже и мировые рекорды естественно давали повод для гордости. Но едва французы начали слегка бронзоветь в собственном величии, как на их голову нежданно - негаданно свалились Виртью - Мойр. Они решили вернуться. Но уже не в прежнюю команду, тем более и команда развалилась: Зуева и Шпильбанд прекратили совместную работу, а к Дюбрей и Лозону. Когда Тесса и Скотт кинули пробный шар, Лозон легкомысленно пригласил приезжать в любое время. И за два года до Олимпиады в Пхенчхане ему пришлось "отвечать за базар". Для французов это был очень нелегкоий период. Уютный, комфортабельный психологический "кокон" - когда они первые, лучшие в окружении друзей - фигуристов из Лиона, среди знакомой языковой среды - был разрушен. Конкуренция буквально ворвалась в их повседневную жизнь. А потом случился роковой казус с застежкой на платье Габриэлы во время короткого танца на Олимпиаде в Пхенчхане. Фигурный Бог решил спор в пользу Виртью и Мойра. Пападакис и Сизерону пришлось остаться еще на 4 года.

Повторение - мать учения?

Канадцы ушли насовсем. Судьи по-прежнему благоволили к французам, засыпая их "десятками", статистики не успевали фиксировать мировые рекорды. Тренеры не уставали их хвалить.

Они способны довести эффективность своих выступлений до 98—99%. А в произвольном танце могут подобраться к максимальной цифре. Вот это, на мой взгляд, должно будоражить публику куда больше, чем информация, что та или иная пара в очередной раз превзошла мировой рекорд.

Хотя на мой непросвещенный взгляд будоражить публику должны не мировые рекорды, а сами программы. Пападакис - Сизерон из года в год танцевали практически один танец. Они не менялись. Это было их принципиальной позицией.

Мы должны всегда делать что-то свое. Мы не пытаемся быть разными, мы пытаемся работать и идти по своему пути. Это работает для нас, и мне кажется, остальным тоже стоит идти по своему индивидуальному направлению.

Это, действительно, работало, пока в один прекрасный момент не дало осечку. На чемпионате Европы - 2021, когда они проиграли Синициной - Кацалапову. Французы оправдывались, находили объяснения проигрышу, ссылались на обстоятельства.

Главное разочарование – наша готовность. Это были не лучшие прокаты, но такое случается. Мы знали, что недостаточно готовы. За несколько недель до старта на тренировках возникали проблемы.

Если учесть, что до Рождества мы сделали всего три прогона, получилось неплохо.
Мы были эмоционально вымотаны. Крайне сложно оставаться на вершине долгие годы. Тренироваться становится тяжелее.

А может быть все проще? Может быть им самим стало скучно, катать из года в год похожие композиции? Может проверенная алгеброй гармония стала мстить за себя, заставляя выйти из раз и навсегда принятого образа? Это риск. Они на него не пошли, предпочитая остаться в зоне комфорта. К тому же Короля играет свита. Здесь в качестве свиты выступал судейский корпус и собственный тренерский штаб.

Это просто с ума сойти, как они катали, они катают музыку, бесконечность, все, что можно делать максимально трудно в смысле техники, они это делают. Это такие тонкости, которые есть в музыке, и никто это больше не катает, никто! Это потрясающе! Спасибо им большое, что они катают отдельную душевную боль, чувства.

Хотя находились люди, позволявшие себе намекнуть, что король, если не голый, то во всяком случае одет не совсем безупречно. Александр Гольдштейн, российский и американский композитор, давно помогающий тренерам и фигуристам с музыкальным сопровождением программ и прекрасно разбирающийся в этом, выступил с критикой в адрес некоторых танцевальных пар. В частности, он посчитал, что в короткой программе французов

Музыка не соответствует предписанным правилам. Средняя часть, которая должна быть танцем Блюз, не является блюзом. Единственное, что правильно, — её темп. Остальная музыка не отвечает понятию «уличные танцы".
В начале и середине танца поставлена пантомима как отвлекающий манёвр. Но он вне стилистики правил. Первые два элемента танца хорошо совпадают с музыкой, а потом соответствие музыки с элементами становится очень условным.
Конечно, музыка ритмического танца подчеркивает индивидуальность танцоров, но соответствует ли она правилам — большой вопрос. Правда, судьи уже давно не вдаются в подробности музыки этих танцоров.

Возможно зря. Они не менялись, но у них и стимула меняться каким-то образом не было. И так все супер. Они сделали шаг в новое измерение и остановились на достигнутом. То что есть - великолепно. Пара исключительная: виртуозная, пластичная, музыкальная, стремительная. Они очень талантливы, поэтому имеют право на неизменность собственного стиля. Но безоговорочная судейская поддержка, космические баллы, нескончаемые мировые рекорды делала этот стиль обязательным для всех, такой эластичной, мягкой "удавкой" для фантазии других тренеров и спортсменов, что не идет на пользу спортивным танцам.

А так они - Олимпийские чемпионы - имеют право абсолютно на все. Даже на бесконечные, изысканные, утонченные самоповторы. Если им самим это нравится.