Разбираем на примере романов о Гарри Поттере
Концепцию “Путь героя” разработал культуролог Джозеф Кэмпбелл на основе сравнительного анализа мифов разных народов мира. Он анализировал мифы сквозь призму психологии К.Г. Юнга и З. Фрейда и пришел к выводу, что в основе любого мифа лежит единая структура событий и архетипов. Именно эту структуру уже более 50 лет используют писатели, сценаристы и психологи. Посмотрим, как устроен “Путь героя” на примере романов Джоан Роулинг о мальчике, который выжил.
Путь героя в литературе и в жизни
Понятие “путь героя” - это литературно-психологический термин. Для писателей и сценаристов - это готовый шаблон, в который можно добавить свои специи и получить новое произведение.
Психологи используют “Путь героя” для борьбы с кризисами переходного возраста. “Отправляют” клиента на поиски нового себя и возвращают обратно в уже новом качестве.
Меня интересует литературная сторона концепции. Предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие героя и пройти все этапы пути Гарри Поттера.
В книге “Тысячеликий герой” родоначальник концепции мономифа Джозеф Кэмпбелл выделяет 17 этапов пути героя. Голливудский продюсер Кристофер Воглер упростил схему до 12 этапов. Концепция пластична и может сжиматься и видоизменяться в зависимости от задумки автора.
Но пройдем по всем 17 этапам. Вперед!
Джозеф Кэмпбелл группирует этапы по фазам.
Фаза 1: предыстория.
Зов к странствиям - 1 этап истории
Все фантастические истории начинаются одинаково: нам показывают будни главного героя. Он еще не знает, что он избранный. Потом случается “вдруг”: первое пробуждение силы, выход за рамки обыденного, после чего следует испуганное возвращение к привычному поведению.
Гарри Поттер разговаривает со змеей и заставляет исчезнуть защитное стекло в вольере - первый звоночек. В качестве “зова” Джоан Роулинг изобразила письма, летящие с совами.
Герою намекают, что пора отправляться в странствия. Но он этого не делает, что приводит нас к следующему этапу.
Отвержение зова - 2 этап истории
Если бы герой сразу бросился навстречу приключениям, то мы бы потеряли с ним связь. В начале он должен оставаться таким же “обычным”, как мы (а лучше еще большим неудачником).
Поэтому от первого зова герой отмахивается, мол куда мне простаку, тут явно что-то перепутали.
В случае с Гарри Поттером ему “помогают” не откликнуться на зов: любимые родственники уничтожают письма. Это заставляет автора обратиться за помощью и перескочить на следующий этап.
Сверхъестественное покровительство - 3 этап истории
Если герой не отвечает, то за ним приходят. Чаще всего наставник, покровитель предстает в обличии древнего старика или старухи. Его задача - снабдить “зеленого” путешественника всем необходимым.
Когда Дурсли “глушат” зов, на помощь Гарри Поттеру приходит Хагрид. Он же помогает ему собрать набор первоклассника для учебы в Хогвартсе.
Преодоление первого порога - 4 этап истории
Герой преодолевает черту, которая разделяет привычную ему реальность и мир приключений и волшебства. На примере Гарри Поттера - это прохождение сквозь стену на вокзале Кингс-Кросс (9 ¾).
Первое, не слишком сложное, но волшебное испытание.
“Во чреве кита” - 5 этап истории
Здесь герой окончательно разрывает свои отношения с прошлой жизнью. Проглоченный новым миром, он как бы переживает ложную или символическую смерть.
В первой части Поттерианы “чрево кита” можно усмотреть в эпизоде с Распределяющей шляпой. Распределение стало последним рубежом между миром картонных домишек лондонского пригорода и вселенной Хогвартс. Попадая в Гриффиндор, Гарри понимает, что это не ошибка и здесь его место.
Фаза 2: становление героя.
Испытания - 6 этап истории
Первая проба избранного, проверка его способностей. В этой части сюжета герой находит друзей и союзников. В “Философском камне” - это битва с троллем, после которой Рон и Гарри рассмотрели в Гермионе человека и признали подругой.
«Встреча с богиней” - 7 этап истории
В теории архетипов юнга Анима - это сильное женское начало, которое оберегает и поддерживает. В серии романов о волшебном мальчике “богиней” или анимой является мать героя. Встреча с ней - это всегда предупреждение об опасности, напоминание об избранности и силе Гарри Поттера, помощь в смертельно опасной ситуации (“Кубок огня”).
Искушение - 8 этап истории
Момент, когда герой хочет плюнуть на свою миссию и остаться в покое и блаженстве. В общемировых сюжетах этот этап часто связан с женщиной. В “Философском камне” искушение воплотилось в зеркале Еиналеж (Erised). Это палиндром, зеркальное отражение слова “желание”. В зеркале каждый видит то, что хочет. Для Гарри - это семья, мать и отец.
Главное испытание (бой) - 9 этап истории
У Джозефа Кэмпбелла этот этап называется “Примирение с отцом”. В мифологии отец символизирует мощную силу, которой герой должен суметь противостоять. Условный “Зевс” будет испытывать сына, чтобы понять, достоин ли он звания героя.
С архетипом отца были сомнения. Согласно описанию Юнга под образ отца, как великого создателя, подходит Дамблдор. Но я рискну и поставлю на Темного Лорда.
В определенном смысле Волан-де-морт создатель Гарри Поттера, он наделил его частью своей силы. Темная сила жестокого отца одновременно уничтожает и помогает победить.
Этап “примирение с отцом” Джоан Роулинг сделала символичным. Примирение значит избавление, освобождение от частичной отцовской силы темного лорда и возможность далее действовать самому.
Апофеоз - 10 этап истории
Главное испытание осталось позади. Герой умер и воскрес. Между завершением борьбы и осознанием потерь есть короткий промежуток для радости победы.
Вознаграждение в конце пути - 11 этап
По Дж. Кэмпбеллу - это то, ради чего было совершено путешествие. Символический огонь Прометея, который главный герой должен принести домой, чтобы изменить жизнь людей к лучшему.
В Поттериане награда символична - это свобода для Хогвартса и всего магического мира от гнетущей власти Волан-де-морта и его армии.
Фаза 3
Возвращение домой
Отказ от возвращения - 12 этап истории
В литературе и кино встречается, что Герой предпочитает остаться в волшебном (ином) мире. В этом случае он лишает своих соотечественников лучшей жизни.
Но в Гарри Поттере не идет речь о том, что Лондон страдает без какого-либо магического артефакта. Поэтому вся фаза “возвращение домой” оказалась не особо нужна в волшебном каркасе Джоан Роулинг.
Гарри Поттер покидает Хогвартс и работает в Управлении мракоборцев, то есть остается в волшебном мире.
Волшебное бегство - 13 этап истории
В этой части герою приходится бежать из волшебного мира, прихватив магический артефакт. За ним гонятся чудовища, а светлые волшебники помогают сбежать.
В качестве драматической ситуации этап “волшебное бегство” встречается в серии романов о волшебном мальчике, но это не финальная часть истории, как у Дж.Кэмпбелла. Например, побег друзей из банка Гринготтс в “Дарах смерти”, или побег троицы из Министерства Магии.
Оставшиеся этапы приведу для справки, так как они могут являться частью истории, но не являются ее финальными главами.
Спасение извне - 14 этап истории
Боги помогают герою спастись после того, как он одолел главного злодея. Эвакуируют с гиблого места.
Пересечение порога в мир повседневности - 15 этап истории
Задача героя - сохранить добытый потом и кровью артефакт в обыденном мире, не зазвездиться и не закиснуть от скуки. Оставаться героем вне магических приключений.
“Властелин двух миров” и “Свобода жить” - 16 и 17 этапы истории
Герой живет в гармонии между мирами и может посещать оба мира. Happy end.