18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон, в честь древнегреческой колонии Херсонеса. Основателем города был Г.А.Потемкин— фаворит императрицы Екатерины II. В 1779 году были забиты первые сваи будущего порта.
Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края, названного Новороссией.
Генерал-губернатором его стал известный государственный и военный деятель — Григорий Александрович Потёмкин. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера Ивана Абрамовича Ганнибала, а позже эту миссию исполнял инженер-полковник Н. И. Корсаков, который руководил 39 различным видами работ. Строили Херсон матросы, солдаты, казённые и вольные рабочие из разных городов России.
На месте Александр-Шанца строили крепость в форме эллипса, а адмиралтейство в форме полукруга. Они стали историческим центром города и размещались на трех террасах между двумя параллельными оврагами, спускающимися под небольшим углом к Днепру.
За 7 лет со дня основания Херсона был построен Черноморский флот. В 1785 г. он состоял из 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судна (часть военных судов прибыла с Азовской флотилии). Указом от 13 августа 1785 г. Г.А.Потемкин назначен главнокомандующим Черноморского флота и Черноморского адмиралтейства, которое открылось 27 сентября 1785 г. в Херсоне. Город стал центром Черноморской, Азовской, Каспийской флотилий.
Херсон 18 в. не только центр военного судостроения, но и крупный торговый город-порт на юге России, перевалочный пункт товаров из России за рубеж и из-за границы в Россию. Утверждение России на берегах Черного моря способствовало развитию промышленности в России, расцвету внутренней и внешней торговли. Уже через два года после начала строительства в Херсон пришли первые торговые суда с грузом. В 1782 г. опубликован указ о свободной торговле лесом и хлебом. Со всех сторон в город устремились предприниматели, появляются коммерческие дома и фирмы.
В конце 80-х гг. XVIII в. ситуация изменилась не в пользу Херсона. В 1788 г. Потемкин получил сообщение о возможности строительства верфи на левом берегу Бугского лимана при слиянии Южного Буга и Ингула. Он приказал полковнику Фалееву: «Препоручаю вам заложить на Ингуле эллинг для построения по отработанному рисунку двух кораблей пятидесятипушечных». 27 августа 1790 г. Потемкин подписал приказ о наименовании верфи — город Николаев, в память о штурме Очакова 6 декабря в день Николая Чудотворца. В 1790 г. за 8 месяцев построен 44-пушечный фрегат «Святой Николай».
В 1794 г. на месте татарского поселения Хаджибей, вблизи Хаджибейского и Куяльницкого лиманов началось строительство морской гавани по проекту инженера Ф.Деволлона под руководством А.В.Суворова и О.М.Дерибаса. В 1795 г. Хаджибей переименован в Одессу. Херсон с его неудобным для крупных кораблей портом теряет свое значение важнейшего центра военного судостроения и главного торгового порта на Черном море. В 1794 г. в Николаев переводят главное управление Черноморского флота и военного судостроения. Николаев становится центром строительства кораблей для Черноморского флота. Часть купеческих контор и фирм из Херсона переезжает в Одессу, которая становится центром торговли на Черном море. Таможня переводится в Очаков.
Сокращается объем торговли. Это приводит к резкому сокращению населения. В 90-е гг. из Херсона в Николаев переехало 5 тыс. мастеровых и 3 тыс. членов их семей. В 1799 г. в городе проживало 1957 человек. Все это замедлило развитие Херсона. Он превращается в обычный провинциальный уездный город.
Также телеграмм-канал.