Найти в Дзене
Соляра

Херсон

Памятник Григорию Потемкину
Памятник Григорию Потемкину

18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон, в честь древнегреческой колонии Херсонеса. Основателем города был Г.А.Потемкин— фаворит императрицы Екатерины II. В 1779 году были забиты первые сваи будущего порта.

Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края, названного Новороссией.

Генерал-губернатором его стал известный государственный и военный деятель — Григорий Александрович Потёмкин. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера Ивана Абрамовича Ганнибала, а позже эту миссию исполнял инженер-полковник Н. И. Корсаков, который руководил 39 различным видами работ. Строили Херсон матросы, солдаты, казённые и вольные рабочие из разных городов России.

На месте Александр-Шанца строили крепость в форме эллипса, а адмиралтейство в форме полукруга. Они стали историческим центром города и размещались на трех террасах между двумя параллельными оврагами, спускающимися под небольшим углом к Днепру.

За 7 лет со дня основания Херсона был построен Черноморский флот. В 1785 г. он состоял из 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судна (часть военных судов прибыла с Азовской флотилии). Указом от 13 августа 1785 г. Г.А.Потемкин назначен главнокомандующим Черноморского флота и Черноморского адмиралтейства, которое открылось 27 сентября 1785 г. в Херсоне. Город стал центром Черноморской, Азовской, Каспийской флотилий.

Спуск на воду миноносца "Быстрый", Завод Вадона, Херсон
Спуск на воду миноносца "Быстрый", Завод Вадона, Херсон

Херсон 18 в. не только центр военного судостроения, но и крупный торговый город-порт на юге России, перевалочный пункт товаров из России за рубеж и из-за границы в Россию. Утверждение России на берегах Черного моря способствовало развитию промышленности в России, расцвету внутренней и внешней торговли. Уже через два года после начала строительства в Херсон пришли первые торговые суда с грузом. В 1782 г. опубликован указ о свободной торговле лесом и хлебом. Со всех сторон в город устремились предприниматели, появляются коммерческие дома и фирмы.

-4

В конце 80-х гг. XVIII в. ситуация изменилась не в пользу Херсона. В 1788 г. Потемкин получил сообщение о возможности строительства верфи на левом берегу Бугского лимана при слиянии Южного Буга и Ингула. Он приказал полковнику Фалееву: «Препоручаю вам заложить на Ингуле эллинг для построения по отработанному рисунку двух кораблей пятидесятипушечных». 27 августа 1790 г. Потемкин подписал приказ о наименовании верфи — город Николаев, в память о штурме Очакова 6 декабря в день Николая Чудотворца. В 1790 г. за 8 месяцев построен 44-пушечный фрегат «Святой Николай».

В 1794 г. на месте татарского поселения Хаджибей, вблизи Хаджибейского и Куяльницкого лиманов началось строительство морской гавани по проекту инженера Ф.Деволлона под руководством А.В.Суворова и О.М.Дерибаса. В 1795 г. Хаджибей переименован в Одессу. Херсон с его неудобным для крупных кораблей портом теряет свое значение важнейшего центра военного судостроения и главного торгового порта на Черном море. В 1794 г. в Николаев переводят главное управление Черноморского флота и военного судостроения. Николаев становится центром строительства кораблей для Черноморского флота. Часть купеческих контор и фирм из Херсона переезжает в Одессу, которая становится центром торговли на Черном море. Таможня переводится в Очаков.

Сокращается объем торговли. Это приводит к резкому сокращению населения. В 90-е гг. из Херсона в Николаев переехало 5 тыс. мастеровых и 3 тыс. членов их семей. В 1799 г. в городе проживало 1957 человек. Все это замедлило развитие Херсона. Он превращается в обычный провинциальный уездный город.

ИСКРА

Также телеграмм-канал.