Найти тему
Исторические хроники

Как Британия хотела закончить Вторую Мировую одним ударом?

В 1940 году германская авиация начала бомбардировки Британских островов. Под градом бомб погибло более 90 тысяч гражданских лиц, и англичане жаждали мести. Для войны на суше британская армия не имела достаточных сил, а серьезная война на море была невозможна по причине неготовности флота и серьезного противодействия люфтваффе. Остался третий путь мщения – воздух.

Американский B-17 из 91-й бомбардировочной группы
Американский B-17 из 91-й бомбардировочной группы

25 сентября 1941 года на прием к Черчиллю пришел начальник штаба Королевских ВВС маршал Чарльз Портал. Маршал Портал был убежден, что с помощью 4000 боевых самолетов Британия сможет всего за полгода поставить Рейх на колени.

По плану Портала, 43 крупных немецких города, в которых проживало суммарно 15 миллионов человек должны были подвергнуться ковровым бомбардировкам.

Маршал с истинно британским спокойствием рассчитал «индекс жизни» каждого города, а также динамику изменения этого индекса в зависимости от количества бомбежек. Вкратце это можно описать так: если в городе оставалась хоть какая-то активность и люди не боялись покидать дома, то нужно продолжать бомбежки.

Маршал даже подсчитал, что для победы нужно скинуть по тонне бомб на каждые 800 жителей в городах-целях.

Черчилль план отклонил. Британское командование располагало всего 1609 бомбардировщиками, а для плана Портала этого было очень мало. Тем временем в 1943 году на Альбион прибыла Восьмая воздушная армия США, оснащенная тяжелыми бомбардировщиками B-17. Вскоре для «летающих крепостей» нашлась цель.

Автором нового гениального плана стали чиновники из британского министерства экономической войны. Они указали целью город Швайнфурт, на заводах которого выпускалось две трети шарикоподшипников Германии. Шарикоподшипник – деталь, без которой не обходится ни один вид военной, да и просто любой техники. План экономистов был прост: разбомбить заводы Швайнфурта, остановив тем самым военную промышленность Германии. А там до победы один шаг останется.

Схема рейда на Швайнфурт
Схема рейда на Швайнфурт

Несмотря на то, что кадровые военные план раскритиковали, американские B-17 отправились бомбить Швайнфурт. Самоуверенное американское командование отправило пилотов в рейд днем без истребительного прикрытия. B-17 же защищает целых 11(!) бортовых пулеметов, зачем нам истребители?!

Как вы могли догадаться, план провалился. Пулеметы пулеметами, но с мастерством немецких летчиков американские пилоты тягаться не могли. В первой атаке 1 августа 1943 года американцы безвозвратно потеряли 60 из 376 самолетов. Только часть самолетов прорвалась к цели и сбросила бомбы, остальные пилоты отступили. Несмотря на неудачу, 14 октября 1943 года американцы снова полетели бомбить шарикоподшипниковые заводы и снова днем и снова без истребителей! Итог: сбито 77 машин из 291!

Сбитый немецкий истребитель на аэродроме Регенсбурга
Сбитый немецкий истребитель на аэродроме Регенсбурга

Это было фиаско. Да, заводы пострадали, но ничего сверхкритичного не было. Американцы упустили прекрасный шанс и к тому же сами понесли огромные потери, а заводы Швайнфурта всего за пару месяцев смогли выйти на «докризисный» уровень. К сожалению, хитрый план английских экономистов разбился о самоуверенность американских генералов. И все же союзники получили урок, который впоследствии им пригодился в ковровых бомбардировках немецких городов.

Понравилась статья? Оцените лайком, товарищи! Подписка на канал тоже приветствуется.

Может быть интересно:

Обратная сторона жизни Генри Форда. Чего так стыдятся его потомки?

Как банда призраков два года держала в страхе Петербург?

Развенчиваем популярные мифы о пиратах

#великая отечественная

#нацисты

#ввс

#вов

#вторая мировая

#история второй мировой