Если в вашей семье растет гиперактивный ребенок, значит, скучать вам не приходится. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания. Как воспитывать такого ребенка и нужно ли лечить - советы родителям от медицинского психолога детской окружной больницы Нижневартовска Натальи Сабановой.
Сначала разберемся, как отличить гиперактивного ребенка от простого непоседы, на что необходимо обратить внимание.
«Первое – это нарушение внимания. Ребенок невнимательный, не может сосредоточиться на какой-то деятельности, легко отвлекается, даже на ничтожные стимулы, у него нарушается планирование деятельности. Иногда ребенок производит впечатление, как будто он не слышит обращенную речь, хотя при этом слух у него сохранный. Вторая группа симптомов – это гиперактивность. Ребенок не может усидеть на месте, даже тогда, когда это необходимо. Проявляет двигательную активность в школе, дома и в детском саду. Третья группа симптомов – это импульсивность, когда ребенок влезает в разговоры, не умеет ждать обещанного, у него превалируют импульсивные движения в общении», - объясняет Наталья Сабанова.
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чаще страдают мальчики - 22%, количество девочек с синдромом составляет только 10%. Почему ребенок гиперактивный? Причин такого расстройства много.
«Например, американские психологи считают, что это генетическое заболевание, передается по наследству. Наши специалисты тоже начали склоняться к этому, но все же многие авторы считают, что синдром является следствием минимальной мозговой дисфункции, может возникнуть из-за проблем со здоровьем мамы во время беременности. После рождения, если были какие-то травмы головного мозга или перенесенные инфекционные заболевания», - говорит медицинский психолог.
Диагностировать СДВГ может только врач. Диагноз ставится на основании результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалографии, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Низкие способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования. Если вашему ребенку поставили такой диагноз, не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов. Что делать родителям гиперактивного ребенка?
В первую очередь акцент в лечении делается на психолого-педагогической коррекции - помощь психолога-педагога и создание определенного климата в семье. Родители должны быть последовательны в воспитании и проявлять некую твердость, то есть это «твердая любовь» так скажем. Ребенку нельзя чрезмерно разрешать все и в то же время нельзя постоянно наказывать и одергивать, что часто случается, так как ребенок с гиперактивностью вызывает осуждение у окружающих людей и это накладывает определённый отпечаток на взаимоотношения родителей с ребенком. Мама с папой должны поддерживать положительное отношение к ребенку, потому что ребенок с синдромом дефицита внимания более чувствителен к похвале, чем к наказанию, со временем он может вообще не реагировать на наказания.
Можно отдать ребенка в такие виды спорта, где работают правая рука и левая нога (плавание, лыжи, коньки) - это стимулирует межполушарные взаимодействия, улучшает процессы внимания, ребенок становится более последовательным в своем поведении. Соблюдать режим - ребенок с гиперактивностью кажется очень деятельным, но на самом деле может находиться в процессе перевозбуждения работы головного мозга. Поэтому обязательно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте спал в тихий час или, хотя бы лежал, если не может спать.
«Внимательно следите за поведением ребенка. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии. Если случилась истерика нужно постараться его успокоить, просто взять и крепко обнять. Внутреннее состояние родителя передается ребенку, поэтому, если мама понимает причины заболевания и не раздражается внутренне, то это тоже будет успокаивать», - говорит Наталья Сабанова.
Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи. Не формулируйте приказы – озвучивайте предложения и подключайте выдумку. Лучше сказать – выйди на дорожку, чем не бегай по траве. Обосновывайте свои запреты. Например, если ребенок не хочет уходить с площадки, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную сказку, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать». Контролируйте время, ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактиваности плохо контролирует временные рамки, если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго, и забудет про остальные дела.
«Постепенно с возрастом нужно вводить обязанности по дому — это тоже будет организовывать его волевые процессы, играть с ребенком в игры, которые будут снимать эмоциональное напряжение. Особенно, если это дошкольник, то у него ведущая деятельность игровая. В игре можно через негативных персонажей выразить свои отрицательные чувства. Важна атмосфера в семье, если родители вместе проводят досуг, смотрят мультфильмы, читают книги, это тоже будет воспитывать эмоционально-волевую сферу ребёнка. Хорошо использовать систему поощрений, например, если ты себя хорошо вел в садике, получаешь солнышко, накопив 5 солнышек, получаешь приз - дети с СДВГ это очень любят», - добавила психолог.
Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 6 уроков подряд по 40 минут для них – непосильная задача. 15, максимум 20 минут – и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками.
Процесс академического обучения очень сильно затрудняется, может быть нарушение чтения, письма, счета, в сочетании с СДВГ. Ребёнок с синдромом гиперактивности хочет заниматься только тем, что ему нравится, играть, собирать конструктор и в этих видах деятельности он может быть очень усидчив. Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются. Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это – в ваших руках!
Материал подготовлен специалистом
Нижневартовской окружной клинической детской больницы