Найти в Дзене
История живописи

Месть художника - "Монахиня" Репина

Сегодня я расскажу вам о небольшой мести Ильи Репина своей модели, которая была сестрой его жены - Софье Алексеевне Шевцовой. Эта история началась во времена обучения Репина в Императорской Академии художеств, в которую он, как известно, не поступил с первого раза (его работы раскритиковали), однако не сдался, стал лучшим учеником в вечерней рисовальной школе и все же поступил в академию. Спустя много лет, уже при советской власти, этому учебному заведению присвоят имя Ильи Репина. Так вот, будучи студентом, он жил на Васильевском острове в Петербурге по соседству с семьей архитектора Шевцова. Вот что об этом вспоминала племянница Репина: Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов — сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем — жена брата художн

Сегодня я расскажу вам о небольшой мести Ильи Репина своей модели, которая была сестрой его жены - Софье Алексеевне Шевцовой.

Эта история началась во времена обучения Репина в Императорской Академии художеств, в которую он, как известно, не поступил с первого раза (его работы раскритиковали), однако не сдался, стал лучшим учеником в вечерней рисовальной школе и все же поступил в академию. Спустя много лет, уже при советской власти, этому учебному заведению присвоят имя Ильи Репина. Так вот, будучи студентом, он жил на Васильевском острове в Петербурге по соседству с семьей архитектора Шевцова. Вот что об этом вспоминала племянница Репина:

Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов — сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем — жена брата художника, Василия), Алексеем (мой отец) и Верой, своей будущей женой.

Окружающие думали, что Репин больше увлечен старшей сестрой, однако в 1872 году художник женится на младшей сестре Вере, которая была младше его на десять лет. Первый портрет младшей из сестер Шевцовых Репин написал, когда ей было всего лишь девять лет.

"Портрет Веры Репиной" И.А. Репин, 1876. На этой картине жене художника 22 года. Их брак продлится 15 лет, но закончится в итоге разводом.
"Портрет Веры Репиной" И.А. Репин, 1876. На этой картине жене художника 22 года. Их брак продлится 15 лет, но закончится в итоге разводом.

Старшая же стала женой брата живописца Василия, оркестранта Мариинского театра. При этом на своих полотнах художник изображал обеих сестер. И однажды именно портрет старшей сестры Софьи заинтересовал искусствоведов - на нем она была сильно похожа на другой образ картины Репина - монахини. В самом деле, посмотрите на эти картины рядом, сходство видно невооруженным взглядом:

Слева - "Портрет С.А. Репиной, урожденной Шевцовой", год написания неизвестен, справа - "Монахиня" 1878
Слева - "Портрет С.А. Репиной, урожденной Шевцовой", год написания неизвестен, справа - "Монахиня" 1878

Но было непонятно с чего это вдруг Репин изобразил сестру своей жены в этом облачении - у нее никогда не было помыслов уйти в монастырь. Объяснение этому нашлось в мемуарах племянницы Репина Л.А. Шевцовой-Споре: она утверждала, что Софья позировала художнику в бальном туалете, и в какой-то момент Репин и его модель очень сильно повздорили и разругались. А так как художник был человеком очень эмоциональным, то как раз-таки на эмоциях он и переделал картину, превратив Софью в монашку.

Однако подтвердить эти воспоминания племянницы долгое время не представлялось возможным, пока картину не подвергли действию рентгеновских лучей. И вот тогда искусствоведы и увидели изначальный замысел мастера: волосы Софьи собранные в высокую прическу, ее светлое платье с кружевами и веер в руке.

-3

Удалось это увидеть на рентгенограмме благодаря тому, что Репин не удалял уже нанесенные слои краски, а просто нанес новые поверх нижних. Эти нижние слои и подтвердили мемуары Шевцовой-Споре. Реакция Софьи на этот ее портрет в образе монахини осталась неизвестной, а жаль - было бы любопытно узнать, как она отреагировала на эту маленькую месть великого живописца.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #искусство #русская живопись #илья репин #художник