Найти в Дзене

Французская слобода

Из интернета. Васильевский остров.
Из интернета. Васильевский остров.

Она располагалась на территории современных 2 и 3 линии Васильевского острова, который изначально задумывался Петром 1, как центр города с дворянскими домами и приусадебными садами на европейский лад. В этом же районе могли бы селиться купцы и иностранцы. Были выписаны из Франции и Германии строители и ремесленники, а чернорабочих из своих нанимали. Не имея мостов, аристократия была бы отторгнута от общей жизни молодой столицы. Плюс, Пётр мечтал воссоздать на берегах Невы итальянскую Венецию, для чего повелел прорыть рвы, будущие каналы, скорее, голландского типа, чем венецианского, всё же все дома будут стоять на земле, а не в воде, как они стоят в Венеции.

Из интернета. Самая узкая улица и очень длинная, Репина.
Из интернета. Самая узкая улица и очень длинная, Репина.

Рвы благополучно засыпали, образовав улицы. Наименования улиц, редкое явление в топонимике, они числовые. Одна сторона, чётное число, другая — не чётная. Всего 33 линии, 29 - с нумерацией, четыре линии имеют собственные имена: Кадетская, Кожевенная, Косая, Менделеевская. Линии начинаются от Невы и через весь остров проходят к реке Смоленке, за которой лежит остров Голодай, теперь искусственно превращённый в полуостров Декабристов.

Из интернета. 6-7 линии Васильевского острова.
Из интернета. 6-7 линии Васильевского острова.

Французы ехали в Россию и раньше, особенно во времена гонений гугенотов, которые создали протестантский союз против герцога Савойского. Вторая волна наплыва французов была после Великой французской революции, а третья, скорее, как оставшиеся в России, после нашествия Наполеона. Петербургские французы при Петре 1 образовали свою слободу, но просуществовала она несколько десятилетий. Этому есть объяснение, стали формироваться улицы вокруг резиденции императора, французские семьи не стремились к компактному проживанию. Среди них много было портных и модисток, тонко чувствующих шик и модные веяния в одежде. Заказчики не будут постоянно на лодках и корабликах, был такой городской транспорт, перемещаться на остров и обратно.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат,

Вознёсся пышно, горделиво ...

Французы не только не ушли из Петербурга и России, но благодаря императрице Елизаветы Петровне, их востребованность в русских семьях стала архи необходима. Императрица пожелала, чтобы аристократия изъяснялась между собой исключительно по-французски, дабы отделить господ от челяди. Аристократия предпочитала модисток из француженок. Самая знаменитая из них для нас, не только по книгам, но и благодаря кинофильму Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья". Жанетта-Полина Гебль, модистка, не знавшая языка, одинокая в чужой стране.

Из интернета. Жанетта-Полина Гебельи  и Иван Александрович Анненков.
Из интернета. Жанетта-Полина Гебельи и Иван Александрович Анненков.

Жанетта-Полина родилась в 1800 году в замке Шампиньи в аристократической семье, но революция лишила семью всех привилегий, за то, что отец Полины не отказался от Монархии для своей страны и не принял революцию. Семья сильно бедствовала. Девятилетняя Полина, увидев Наполеона, решительно подошла к нему с просьбой о помощи семье, глава которой сложил голову в Испании за Наполеона. Они получили большое временное пособие, а затем и пенсию. Судьба уготовила Полине повторить этот поступок, только уже в России, и прошение будет не о средствах к существованию, а о разрешении последовать за женихом своим, в Сибирь. В 1823 году она приехала в Россию с торговым домом "Дюманси".

И з интернета. Супруги Анненковы.
И з интернета. Супруги Анненковы.

С самого зарождения города, портные Петербурга занимали особое место среди ремесленников. Ремесленники в Петербурге того времени, что вавилоняне, со всей Европы. Французские портные получили особые привилегии. Указ 1702 года гласит, " ...запрещается русским ремесленникам шить, а городским жителям носить русское платье." Можно оправдать указ, мы ещё не умели шить европейское платье, но русские быстро учатся и, как правило, превосходят своих учителей. Традиции и положение в обществе, железобетонный заслон для русских портных, даже когда указ устарел, но мы, по-прежнему любим всё иностранное.

Провинциальное дворянство, не живущее в столицах, тянулось за императорским двором и столичной аристократией. Выписывали учителей, слуг, портных, модисток и, непременно, французского происхождения. Думаю, Васильевского острова не хватило бы для французской слободы.

Из интернета. Жан-Батист Александр Леблон.
Из интернета. Жан-Батист Александр Леблон.

Нельзя не вспомнить Жана- Батиста Александра Леблона, архитектора и величайшего мастера садово-парковой архитектуры. Без Леблона не мыслится Петербург, это он разработал "Генеральный план" города и "образцовых" домов. Сам Пётр пригласил его в Петербург, чтобы Леблон составил проект жилого дома для домов на набережных города. Это двухэтажный дом с фасадом в шесть окон, входная дверь по центру фасада. Леблон разработал и предложил план города с центром на Васильевском острове. Разработал план Верхнего парка в Петергофе. Необычна смерть этого архитектора, если верить городской легенде.

Из интернета. Александр Меншиков.
Из интернета. Александр Меншиков.

Меньшиков из зависти оболгал Леблона, вспыльчивый император жестоко оскорбил Леблона и ударил его палкой. У Жана-Батиста от потрясения случилась горячка. Для свободного человека, выросшего в стране, где никогда не было крепостного права, это потрясение было физически непереносимо, архитектор уже больше не смог встать с постели, даже по просьбе императора, который разобравшись послал гонца с извинениями и свидетельством своей милости к Жану-Батисту. Этот ужасный случай случился в Петергофе, в 1717 году, через два года архитектор тихо умер у себя дома.

Не хочется заканчивать так печально о французах, живших в столице. Живших как в слободе, которая просуществовала так недолго. Так и по всему городу, который стал для них своим. Петербургу многие из них послужили верой и правдой прославив себя.