Здравствуйте дорогие читатели и гости канала. Как вам уже известно, в каждой религии, хоть они и разнятся, присутствуют неоспоримые истины. Сегодня хочу поднять вопрос относительно Буддизма и его зерен. Не буду сейчас описывать всю религию, это ни к чему. Хочу лишь отметить несколько моментов, можно сказать истин, которые, по моему мнению, являются верными. Ведь когда человек задумывается о своем духовном пути и росте, то перед ним открывается целый океан религий и верований, среди которых так легко запутаться и заблудиться. Итак, немного о том, что удалось найти.
Когда человек, погруженный во тьму современной цивилизации, пробуждается, пусть и слегка, к пустоте своей повседневной жизни, он начинает испытывать чувство отчаяния, поскольку мысленно оказывается лицом к лицу с тем, что кажется ему бессмысленной, но жестокой судьбой. Теперь любому, кто находится в таких обстоятельствах, не может быть предложен более истинный источник утешения и ободрения, чем тот, который можно найти в надлежащем рассмотрении "Четырех благородных Истин". Но для того, чтобы должным образом рассмотреть эти Истины, или даже способствовать предварительному исследованию их природы, отнюдь не является легкой задачей, потому что фундаментальные идеи, которые они воплощают, едва ли имеют какую-либо жизнеспособность в нынешнем поколении.
Однако в надежде сделать что-то для прояснения этого вопроса предпринята попытка настоящего изложения.
Первая Благородная Истина относится к человеческим страданиям. В ней провозглашается, что сознательная, отделенная жизнь индивидуального существования неизбежно подразумевает боль, печаль и страдания; что до тех пор, пока человек чувствует, что он обладает изолированным "я", или до тех пор, пока он считает себя и своих собратьев отдельными личностями, имеющими антагонистические или даже независимые интересы, до тех пор он должен страдать и быть подверженным неприятностям, горю и разочарованию.
Эта первая Благородная Истина раскрывает один аспект неумолимого закона универсального применения, закон, от действия которого ни один человек не может, не умеет и никогда не избежит, пока он не изучит и в полном смысле и не осознает четыре Благородные Истины.
Первая Истина также может быть выражена таким образом: индивидуальное существование требует и включает в себя изменение состояния, независимо от того, проявляется ли оно в виде рождения, роста, распада или смерти, и все изменения состояния сопровождаются болью в той или иной форме на том или ином плане бытия; в то время как те, кто, по их собственным словам, избежали боль или те, кто воображает, что другие избегают ее, одинаково заблуждаются, ибо всех людей она настигает рано или поздно.
Вторая Благородная Истина касается причины боли и частично объясняет ее значение. Согласно этой Истине, именно желание или жажда продолжения индивидуальной жизни с ее различными ощущениями и переживаниями составляет истинную основу всех страданий, какую бы внешнюю форму они ни принимали и к какому бы уровню сознания они ни принадлежали. Эта жажда жизни, называемая на санскрите Танха, в сознании человека возникает обманчивая вера в постоянство и реальность той отдельной личности, которая не более чем эфемерный способ индивидуального существования; это далее приводит его к предположению, что многочисленные психические состояния, которые в своей совокупности составляют личность, сами по себе реальны; и отсюда вырастает эта укоренившаяся вера в абсолютную реальность разнообразных объектов чувств и это стремление к их обладанию, это ненасытное стремление к усилению и умножению переживаний, связанных с этими объектами.
Вторая Истина, как и первая, представляет собой аспект универсального закона, о котором уже говорилось. Этот закон, санскритское название которого - Карма, является управляющей и контролирующей силой, упорядочивающей все индивидуальное существование и благодаря которой действует Танха.
Третья Благородная Истина провозглашает тот факт, что по мере того, как отдельный человек становится сильнее в духовном знании и милосердии, Танха постепенно растворяется, и для него наступает последовательное прекращение печали и страданий. Индивидуальность пропорционально освобождается от оков Кармы, Танха действительно является совершенно необходимым дополнением к зарождающемуся росту человека, поскольку она представляет собой творческую силу, которая заставляет индивидуальность проходить через более ранние стадии ее развития, но, выполняя эту наиболее полезную функцию, фактически является необходимой для низшей природы человека. Танха, в то же время, подделывает эти Кармические оковы, от которых духовное "я" отчаянно пытается освободиться.
По мере развития духовной природы человека бессознательная творческая энергия в форме Танха постепенно заменяется вновь развитыми силами высшего "я", воля становится все более и более полностью связанной с духом, в то время как сам человек, наделенный истинной Верой, истинной Надеждой и истинной Любовью становится сознательным сотрудником Вселенской или Макрокосмической Воли, "Великого Строителя".
Четвертая Благородная Истина уверяет нас, что существует путь, с помощью которого все люди могут, если только захотят, быстро осуществить это замещение Танхи истинной Любовью; этот путь называется Благородным Восьмикратным Путем.
Таким образом :
1. Правильная фундаментальная вера, то есть правильная ментальная и духовная основа, на которой можно установить истинное знание.
2. Правильное намерение, то есть доброжелательность ко всему живому, целеустремленность, правильность и чистота мотивов.
3. Правильная речь, то есть использование подходящего языка, доброжелательного, умеренного, справедливого и полезного; терпеливого, но энергичного; вдумчивого, смелого, честного и разборчивого.
4. Правильное поведение, то есть активная благотворительность.
5. Правильные средства к существованию, т.е. честное и полезное использование своего времени, уделение должного внимания своим потребностям и помощь другим делать то же самое, но без заботы о завтрашнем дне.
6. Правильное стремление, то есть вкладывание своего сердца в свою работу.
7. Правильное одиночество, самодостаточное и гармоничное внутри.
8. Правильная Медитация. Это санскритская йога и означает единение с божественным путем практики созерцания реальности бытия.
Это результат постоянных усилий по сосредоточению ума на универсальном, вечном и неизменном законе жизни; первая стадия такой концентрации принимает форму беспристрастного обзора или обзора всех своих мыслей, действий, желаний, ощущений и переживаний с совершенно безличной точки зрения. Этот Восьмеричный Путь состоит из четырех этапов, представляющих различные степени продвижения к состоянию Будды или состоянию совершенного просветления. Истинный Будда или Татхагата - это тот, кто достиг окончательного освобождения от индивидуального существования, чей очищенный дух освобожден от последних остатков Танхи, тот, на ком Карма больше не имеет власти, ибо он достиг Пара-Нирваны, Вечного, Абсолютного Существа.