По данным Автостата, республика вошла в топ-5 регионов, лидирующих по объемам продаж новых легковых автомобилей в январе-марте 2022 года. И все же, показатели упали на 32% по сравнению с прошлым годом. Эксперты предупредили - машин теперь будет мало, и стоить они будут дорого.
Татарстан вошел в пятерку регионов-лидеров по продажам новых легковых автомобилей. На первых местах традиционно Москва, Московская область и Санкт-Петербург, на четвертом месте Краснодарский край, и, наконец, на пятом - Татарстан. За первые три месяца 2022 года в республике было продано 10 тысяч новых машин. В пресс-релизе Автостата указывается - показатели рынка легковых автомобилей упали во всех 30 субъектах России, представленных в рейтинге. Снижение достигло двузначных цифр во всех регионах, кроме Иркутской области (-4,2%) и Москвы (-9,8%). В Татарстане падение составило 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Как пояснили эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», основное падение пришлось на март, когда рынок рухнул аж на две трети. И если в начале марта сработал эффект паники, и многие россияне купили автомобиль в качестве попытки спасти свои накопления на фоне растущих курсов валют и неопределенности в мире, то в апреле этого фактора уже не было. Вполне вероятно, что объемы продаж упадут еще больше - об этом говорят автодилеры по всей стране. «АВТОСТАТ» дал прогноз, что по итогам года падение рынка составит 50-60% по сравнению с результатами прошлого года.
Дешевле уже не будет
Кроме того, сильно выросли цены. В марте мы уже рассказывали, что стоимость автомобилей выросла в среднем на 20%, и она продолжает увеличиваться. Глядя на цифры, можно предположить, что из-за падающих продаж и цены будут идти вниз, но стоит заметить, что весь прошлый год только у официальных дилеров они ежемесячно росли на 1-3%, а в марте 2022 года скачок произошел на 10-30%. Как заметили эксперты «АВТОСТАТа», рост на этом не остановился, и уже в апреле многие производители продолжили менять ценники в сторону увеличения.
К тому же, в конце февраля ЦБ поднял ключевую ставку до 20%, что привело к удорожанию автокредитов. Большая часть населения предпочла положить накопления на банковские вклады под высокий процент, а не покупать машину в кредит под 30%. В итоге спрос во всех отраслях рынка замедлился - и на автомобили в том числе. После этого ключевая ставка снизилась дважды, достигнув показателя в 14%. Но эксперты предупреждают - ждать того, что цены на машины упадут, не стоит. Текущую ситуацию в автомобильном рынке они объяснили на примере завода «Автоваз». С июня предприятие перейдет на режим сокращенной недели, но производиться автомобили будут с неполной комплектацией - без кондиционеров, АБС и другой электронно-управляемой техники. Комплектующие поставлялись в Россию из-за рубежа. Вероятнее всего, на сборке оставят только «нивы» и «гранты».
- Рост цен в текущих геополитических и экономических условиях обусловлен курсом рубля. С одной стороны, он укрепился, но с другой стороны, продолжает проявляться дефицит автомобилей – их просто не поставляют сейчас в Россию. Поэтому, вероятно, производители сделали вывод о том, что нет смысла снижать цены. Сегодня мы наблюдаем предельную стоимость автомобилей, что сказалось на спросе: их просто перестали покупать, - сказал директор по развитию и корпоративному управлению компании «Нижегородец» Алексей Макаров.
Приостановка деятельности не равна уходу с рынка
Мы направили запросы в татарстанские автосалоны, чтобы выяснить, что происходит на республиканском рынке. В пресс-службе «ТрансТехСервис»отрицательную динамику спроса и предложения связали с ограниченной доступностью автомобилей. Цены меняются ежедневно - то в меньшую, то в большую сторону, поэтому актуальные данные на конкретные автомобили нужно уточнять непосредственно в автосалоне.
В «ТрансТехСервисе» обратили внимание, что приостановка поставок не равна прекращению продаж. Да, по ряду брендов поставки прекращены на неопределенный срок, в связи с чем сократилось предложение.
- Однако, увеличился спрос на автомобили китайских производителей, так как, во-первых, на это влияет доступность самих автомобилей и запчастей, во-вторых, качество самих автомобилей по уровню не уступает продукции европейских и корейских производителей, что подтверждается многолетними гарантийными обязательствами завода изготовителя, - сообщили в пресс-службе компании.
Напомним, что о приостановке поставок в Россию сообщили производители автомобилей Audi, BMW, Ferrari, Ford, Honda, Infiniti, Jaguar, Lamborghini, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Toyota. Volkswagen и Skoda. Поставки некоторых китайских и корейских автомобилей также происходят с перебоями, но виной всему - нарушенные логистические цепочки.
Некоторые иномарки собирались на российских заводах, в том числе в Татарстане. Так, в режим простоя ушел завод Ford Sollers, расположенный в Елабуге. Пострадал от санкций и завод «КАМАЗ», с которого в том числе выходили коммерческие грузовики «Мерседес-Бенц» с большой и малой грузоподъемностью.
Компании, взявшие паузу в своих отношениях с Россией, впрочем, утверждают, что несмотря на изменение режима работы предприятий, сотрудники сохраняют свои рабочие места и заработную плату.
Так, Volkswagen Group Rus приостановила производство на площадках в России, ее сотрудники находятся в режиме простоя до дальнейшего уведомления.
- Экспорт автомобилей в Россию также приостановлен, - передали KazanFirst в пресс-службе.
Компания Mitsubishi Motors приостановила импорт и производство на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, однако отгрузка автомобилей и запасных частей российским дилерам ведется в штатном режиме, используя текущий сток. Центральный офис компании «ММС Рус» также продолжает работу в стандартном режиме, без каких-либо изменений в штате сотрудников и его численности.
Тем временем, даже оплаченные российские клиентами автомобили не могут добраться до своих хозяев. The Wall Street Journal сообщил, что в бельгийском порту Зебрюгге застряли восемь тысяч премиальных автомобилей, которые планировалось привезти в Россию. Речь идет о моделях Lexus, Mercedes-Benz и Cadillac, которые, предположительно, уже были оплачены российскими клиентами. По словам представителя порта Марка Адриансенса, которые приводит издание, перспективы доставки этих машин в Россию пока неопределенные. Он предполагает, что если они и попадут в страну, то нескоро.
Больше всех пострадал премиальный рынок
Директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова рассказала, что локальное производство сейчас находится в нестабильном положении, как и весь автомобильный рынок. На сегодняшний день некоторые автопроизводители ограничили ввоз автомобилей на территорию России из-за сложившейся на международном рынке ситуации. Это также спровоцировало перебои в логистике, задержки в поставке комплектующих для локального производства.
- В целом ситуация в массовом сегменте стабильнее, чем в премиальном. Сейчас сложно оценить сроки реализации имеющихся автомобилей, так как покупательский спрос в текущих условиях быстро меняется. К тому же в каждом регионе есть свои особенности. Цены на авторынке увеличились – таким образом автодилеры нивелируют свои риски, связанные с нестабильностью курсов валют и политической обстановкой. В дальнейшем ценообразование будет зависеть от экономических и политических факторов, а также от позиции автопроизводителей, - сказала она.
Руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов заметил, что в 1 квартале 2022 года продажи автомобилей в Татарстане упали сильнее, чем в целом по стране. Несмотря на это, республика по-прежнему входит в пятерку крупнейших региональных авторынков в России, и это один из самых экономически развитых субъектов в России, в котором есть все условия как для ведения автобизнеса, так и для покупки автомобилей.
- Кроме этого, в Татарстане базируется дилерский холдинг «ТрансТехСервис», который входит в ТОП-5 лидеров российского рынка авторитейла. При этом в самой республике насчитывается порядка 120 дилеров различных марок - по данному показателю она располагается на третьем месте в стране, - сказал Тимерханов.
Полный уход западных брендов не исключен
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов затрудняется делать прогнозы, поскольку ситуация на автомобильном рынке довольно сложная. К этому прибавляется снижение доходов населения, что влияет на способность покупать товары длительного пользования, к которым относятся автомобили.
- Теоретически, если ушедшие бренды вернутся, авторынок может продолжить развиваться дальше, но на полное восстановление ему все равно потребуется несколько месяцев. Но не исключен вариант, при котором часть автомобильных брендов уйдут из РФ окончательно, что приведет к уменьшению объема авторынка, сокращению продаж новых автомобилей. Ушедшие марки не исчезнут, так как их уже продано много, и на них продолжат ездить, не исключено, что их даже продолжат ввозить в страну, но уже неофициально, - считает эксперт.
По мнению Баранова, на отечественный рынок могут прийти новые автомобильные марки, но их не так много, и они не так известны. Какая-то часть потребителей может их выбрать, но этим новым компаниям все равно потребуется много времени, чтобы закрепиться в России, что удастся не всем. Запасы же автомобилей могут восполнять разными способами, как официально, так и неофициально. То же относится и к комплектующим.
- Можно ожидать увеличения рынка автомобилей с пробегом, которых станут продавать больше, если новых автомобилей не будет хватать, - резюмировал аналитик.