Согласно распространенной теории заговора, нашумевшее приземление немецкого "залетчика" в 1987 году на Красной площади было спланированной акцией спецслужб, направленной на устранение неугодных Горбачеву советских генералов.
Однако большинство представителей армии полагают, что 19-летнего Матиаса Руста попросту не хотели трогать. Могли, но не стали давать миру жуткий инфоповод во времена набирающей обороты перестройки.
Кроме того, успех перелета юного немца, усевшегося майским утром за штурвал простенькой "Сессны", зависел от целой череды странных факторов. При других обстоятельствах эта цепочка запросто могла бы разорваться. И тогда риск немца мог бы стоить ему жизни. Тем не менее, Русту несказанно повезло.
Конечно же, Матиас не был никаким шпионом. Он совершил свой перелет из Финляндии до самого сердца СССР, так как банально хотел прославиться. И немецкому пареньку в очках это удалось на все 100. На следующее утро после инцидента его фотография красовалась во всех ведущих мировых изданиях, а его имя узнал каждый второй житель Европы.
Перед самым главным полетом в своей жизни Матиас тренировался совсем недолго. Лицензию на управление легкомоторными самолетами он получили всего лишь за несколько месяцев до памятного дня – 28 мая 1987 года.
Однако столь короткое время подготовки было чрезвычайно интенсивным. Благо молодой здоровый организм позволял выдерживать запредельные нагрузки. Удивительно, что непосредственно перед вылетом в Москву, Руст облетел почти всю Европу, совершая остановки в Исландии и в Норвегии для короткого отдыха и дозаправки.
Наш герой знал, что полет протяженностью 2600 миль может быть сопряжен с некоторыми трудностями. Но игра стоила свеч.
Чтобы сбить наземные службы с толку, вылетев из Хельсинки, он указал своей следующей целью аэродром в Стокгольме. Однако финские диспетчеры буквально через 20 минут после вылета "Сессны" потеряли ее из виду. Это Руст внезапно для всех взял курс на Москву но так, чтобы исчезнуть с диспетчерских радаров.
Легкомоторный самолет позволял это сделать – он был маневренным и мог лететь всего лишь в 100 метрах над землей.
Финские датчики приняли масляное пятно в море за якобы потерпевшее крушение воздушное судно Руста. Вот почему никто не стал передавать информацию советским диспетчерам. Но спасателей к предполагаемому месту крушения, конечно же, направили.
Тем временем, Матиас уже тайно пересек советскую границу. "А как же хваленые коммунистические системы ПВО?" – спросите вы. Ответ прост. Конечно же, "залетчика" засекли еще на подходе к границе, но по каким-то неведомым причинам дали ему проникнуть внутрь. Даже ЗРК в боевую готовность привели.
Только приказа на поражение цели так и не последовало. Отсюда и родилась та самая теория заговора об акции, которая была выгодна тогдашнему генсеку Горбачеву. Хотя, вполне вероятно, что отсутствие приказа на поражение цели можно списать на банальную халатность.
Границу Руст пересек в районе городка Кохтла-Ярве. А дальше Матиасу оставалось уповать на повторение прежнего трюка. Чтобы исчезнуть с радаров советских военных диспетчеров, он еще больше снизил высоту своей "Сессны". Теперь Руст летел на расстоянии 80 метров от земли, и датчики принимали его судно за стаю птиц.
Цепочка других везений 19-летнего немца включала в себя погодные условия. Внезапный дождь принес с собой густые кучевые облака, и сопровождавшие "шпиона" МИГи также были "отработаны". Говорят, у Руста была специальная карта систем ПВО, позволявшая ему облетать все опасные зоны.
И карту эту якобы несколькими днями ранее сфотографировал в кремле министр обороны Соколов. Но каким образом, секретные материалы могли попасть к простому немецкому парнишке – тоже остается загадкой.
Ну и последним фактором в цепочке везения немца стала неопытность лейтенанта, дежурившего на КПП в Пскове. Военный по ошибке присвоил немецкой "Сессне" код "свой". И уже на подлете Руста в Москву советские военные разобрались в ситуации, однако сбивать легкомоторный гражданский самолет не стали – не хотели портить себе репутацию. "Чикагская конвенция" рекомендует принудительно сажать неопознанные объекты.
В общем, приземлился руст благополучно на Красной площади. Это была его минута славы. Точнее – час. Поэтому воспользовался он этим временем сполна. Фотографировался со случайными прохожими, выкрикивая знаменитое "Мир! Дружба! Горби!".
"Залетчику" по советским законам грозило 10 лет тюрьмы, но получил он от самого гуманного суда только 4 года. Правда, отсидел Руст и того меньше. Через 14 месяцев, проведенных в следственном изоляторе, его амнистировали и отправил домой в ФРГ сам Андрей Громыко.