Найти тему
Дефектология

Как распознать задержку психического развития у ребенка?

Оглавление

Психическое развитие ребенка – сложный процесс созревания высших психических функций, происходящий под влиянием различных факторов. К основным психическим функциям относятся: узнавание, восприятие, целенаправленные действия, речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление, эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

Основные причины задержки психического развития

· Патологии беременности: тяжелый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы, недоношенность

· Внутриутробная гипоксия плода

· Асфиксия при родах

· Инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте

· Генетическая предрасположенность

· Травмы при родах

· Соматические заболевания (нарушение в работе различных органов)

· Поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Что должно насторожить родителей

· Поздние первые шаги

· Отставание умений и способностей от сверстников: ребенок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание. Одевание, навыки личной гигиены, самостоятельный прием пищи)

· Излишняя замкнутость: если ребенок сторониться других детейи не участвует в общих играх

· Нерешительность

· Агрессивность

· Тревожность

· Задержка и нарушение речи

· Излишняя двигательная и речевая активность

· «Не умеет» играть и говорит тихо

· Внимание не устойчиво, повышена отвлекаемость

· Восприятие в построении целостного образа затруднено

· Слабое запоминание речевого материала

Признаки задержки психомоторного и речевого развития у детей:

· Недостаточный объем знаний

· Незрелость мышления, не анализирует то, то видит вокруг

· Механизм приема и переработки информации нарушен

· Неспособность сосредоточится, нарушение внимания

· Нарушение памяти

· Низкий уровень речевого развития

· Отставание в развитии всех форм мышления: сравнение, обобщение, исключение и др.

Как помочь ребенку?

Не теряйте времени. Если Вы заметили, что ваш малыш уже в 2 года отличается от других: не говорит, пассивен или наоборот расторможен, не понимает речь и вы чувствуете, что с ним что-то не так, не ждите приговора ЗПР специалистов в 6 лет. Начинайте работать с ним сразу, не дожидаясь, пока проблемы будут наслаиваться друг на друга как снежный ком.
Начните работу с психологом. Только при раннем обнаружении проблемы ЗПР и ответственном подходе к развитию ребенка можно добиться успехов!