Найти тему
K-INO.RU: IN K-INO VERITAS

Где Анна Франк: Ари Фольман на разделительной полосе между прошлым и будущим

Оглавление

Лекция Алексея Симонова

Ссылка на Telegam-канал спикера:
Подглядывающий Леприкон 👀☘️

Ари Фольман, израильский режиссер, сценарист. Родился в городе Хайфа в 1962 году. Сезар, Золотой глобус, премия Гильдии режиссеров Америки, премия Европейской киноакадемии. И куча других менее известных наград. Такая вот краткая твиттер-биография талантливого режиссера.

Ари Фольман в процессе создания мультипликационного фильма "Где Анна Франк?"
Ари Фольман в процессе создания мультипликационного фильма "Где Анна Франк?"

Но начать я бы хотел чуть более издалека с небольшого экскурса в историю жанра, с которым имя Фольмана неразрывно ассоциируется. С жанра "Документальной анимации".

Само понятие "Документальная анимация" звучит как оксюморон. С одной стороны документалистика, которая как правило подразумевает максимально скрупулезную реконструкцию реальности. А с другой стороны мультипликация, область анимации, которая этой реальностью максимально пренебрегает. Не важно будь то рисованная, пластилиновая, кукольная или смоделированная на компьютере. Так или иначе это нечто чего в реальном мире не существует.

И тем не менее, уже на ранних этапах развития кинематографа появилось понимание того, что "документ" может усиливать анимацию и наоборот. Анимация может делать то, что не под силу традиционной живой съемке. Анимация в состоянии замещать недостающие фрагменты реальности.

Первой документально-анимационной лентой считается фильм "Гибель "Лузитании"" (The Sinking of the Lusitania) 1918 года американского иллюстратора и аниматора Уинзора Маккея.

_

Фильм о трагедии, которая произошла в Атлантическом океане.

Пассажирский лайнер, следовавший из Нью-Йорка в Ливерпуль, был без всякого предупреждения атакован немецкими подводными лодками и затоплен. Тогда погибло почти 1200 человек, немалая часть из которых была американцами, и именно после этого события США вступили в Первую мировую войну.

Маккей сделал своего рода реконструкцию или если угодно иллюстрацию к газетной статье, посвященной этому событию. Очевидно, что на тот момент именно анимация оказалась единственным средством показать на экране эту трагедию. И этот 12-минутный мультфильм для которого было нарисовано 25 000 рисунков остается первым из сохранившихся примеров анимадока.

На протяжении многих лет анимация играла и продолжает играть вспомогательную роль в самых разных документальных и научно-популярных работах. Авторы прибегают к анимации, когда нужно как-то оживить экранный материал.

После второй мировой войны документальная анимация начинает приобретать свой нынешний облик.

В 1950 году Оскар за лучший документальный фильм получает мультфильм "Так много за столь малое" (1949). Социальная реклама в формате мультфильма, призывающая американцев платить налоги.

В 1953 году Оскар в той же категории получает фильм Нормана МакЛарена "Соседи". Это весьма новаторская по форме притча о человеческой глупости и агрессивности, с отсылками к реальным конфликтам, в которой соединяются игровое кино и анимированные эффекты. И люди в ней используются как стоп моушн фигуры для создания анимации.

В 1967 году супруги Джон и Фэйт Хабли экранизировали реальные разговоры своих детей Эмили и Джорджии. Из этого вышел мультфильм "Ветреный день", который открыл зрителям нарисованный мир детского воображения.

А в 1989 году Ник Парк, наиболее известный за создание мультфильмов про Уоллеса и Громмита и Барашка Шона, снимает мультсериал "В мире животных", в котором пластилиновые животные говорят голосами реальных людей, делящихся своими обычными проблемами в формате интервью. При создании сериала была использована новаторская технология, по которой сначала у обычных англичан бралось интервью, а потом на получившийся материал накладывалась видео с пластилиновой анимацией животных, специально подобранных под характер интервьюируемого.

Хотя эта работа редко рассматривается как документальная, хотя в ней «действительно происходит интеграция документа и анимации в единое целое, в данном случае в короткометражную комедию. Именно успех этого сериала и принес студии "Aardman" первую славу.

И тут мы подходим к одной из важнейших отличительных черт документальной анимации. Для нее недостаточно реальных событий как отправной точки, — в фильме обязательно должен присутствовать какой-то компонент действительности, непостановочный элемент, будь то интервью, архивная съемка или фотографии, на которые потом накладывается анимированное изображение. Опять же, все эти отличительные черты штука достаточно размытая и плавающая от исследователя к исследователю, но тем не менее.

Кадр из мультипликационного фильма "Вальс с Баширом" Ари Фольмана.
Кадр из мультипликационного фильма "Вальс с Баширом" Ари Фольмана.

Мы переходим к 2008 году, когда про документальную анимацию заговорили, и в общем-то плюс минус с этого времени начинается новая точка отсчета, после которой возникает интерес к этому направлению в киноискусстве.

Почему именно 2008 год? Потому что в этом году выходит фильм режиссера Ари Фольмана "Вальс с Баширом". Фильм, который получил очень широкую огласку. И номинацию Оскара на "Лучший фильм на иностранном языке". Обычно в эту номинацию попадали игровые ленты, иногда документальные и никогда ранее — анимационные.

Фольман предпринял, как сказал кто-то из критиков, "рискованное путешествие по разделительной полосе между документалистикой и анимацией". За что его тут же провозгласили первооткрывателем подобного синтеза, хотя это и не совсем так. А точнее совсем не так.

И в принципе с точки зрения анимации "Вальс с Баширом" как раз таки довольно несовершенен. Местами примитивен по движению, мимике, одушевлению. Временами пластика фильма слепо повторяет формы игрового кино.

Все это нисколько не умаляет достоинств фильма Фольмана. Это действительно был, как говорили критики, прорыв в запредельное пространство. Фольман актуализирует анимацию. И дает документалистике невиданную и невозможную с технической точки зрения свободу и фантазию. Он переводит документальные свидетельства на язык метафоры.

Многие пишут, что фильм снят методом ротоскопирования. Это когда сначала материал снят на видео, а потом «перерисован». Сам режиссер говорил, что реальные изображения и архивные фотографии использовались только в качестве исходной точки творческого процесса, оставляя художникам простор для воображения.

Кадр из мультипликационного фильма "Вальс с Баширом" Ари Фольмана.
Кадр из мультипликационного фильма "Вальс с Баширом" Ари Фольмана.

«Вальс с Баширом» целиком выполнен в технике компьютерной 2D-анимации, но в финале на несколько секунд возникают документальные кадры, что производит ошеломляющий эффект. Во-первых, из-за жуткого содержания, изображений женщин на руинах домов и гор трупов, а во-вторых, эти кадры подтверждают правдивость увиденного ранее — ложась тенью на анимационные кадры, «превращают» их в документ.

Вместе с тем все, что мы видим, не является плодом фантазии, поскольку основано на рассказах свидетелей, сослуживцев самого Фольмана, голоса которых слышны за кадром. Фильм повествует о событиях Ливано-израильской войны, и конкретно о резне в Сабре и Шатиле, когда союзники Израиля, ливанские боевики устроили резню в лагерях палестинских беженцев. Фильм Фольмана, в прошлом солдата армии Израиля, принимавшего участие в Ливанской войне в начале 80-х, — рассказ от первого лица. Он задается вопросом: почему свидетели и участники той войны так быстро о ней забыли?

Тема памяти — центральная в фильме. У памяти — личной и коллективной — фантастическая способность к мимикрии, вымещению ужасного, неудобного, некрасивого. Нужно ли вспоминать? И кому это нужно? И не повредит ли это национальной безопасности в условиях неутихающего противостояния?

В 2013 году выходит следующий фильм Ари Фольмана - "Конгресс". Это вольная экранизация "Футурологического конгресса" Станислава Лема, в которой Фольман говорит о многих вопросах реальности и виртуальности, которые стали актуальны как раз в последнее время.

В фильме актриса Робин Райт, которую играет реальная Робин Райт прибегает к своей оцифровке в попытке вернуть былую популярность.

Французский постер к мультипликационному фильму "Конгресс" Ари Фольмана.
Французский постер к мультипликационному фильму "Конгресс" Ари Фольмана.

Первая часть — игровая, мы видим реальную Робин Райт. Киностудия предлагает ей необычную сделку — «отсканировать» ее образ и «заморозить» его с правом использовать в последующие 20 лет. Если она продаст права на себя, ее анимационную копию смогут использовать в фильмах, в которых она ни за что не снялась бы. Но ей не надо будет этого стесняться, считают продюсеры, ведь играть будет не она сама, а ее виртуальный двойник. Если же актриса не подпишет контракт, то студия совсем откажется от ее услуг: живые люди им больше не нужны.

В 2013 году это еще выглядело фантастикой, но уже в 2016 году Снуп Дог выступил на концерте с цифровой копией Тупака Шакура, Пол Уокер и Кэрри Фишер вернулись к своим ролям в "Форсаже" и "Звездных войнах" соответственно, а в этом году Владислав Галкин возвращается к своей роли в сериале "Диверсанты" спустя 12 лет после смерти. "Прекрасный" новый мир "Футурологического конгресса" наступает.

Хотя в "Конгрессе" это и не так бросается в глаза, но Фольман вновь занимается тем же, что делал в "Вальсе с Баширом". Он смешивает реальность с анимацией. В данном случае за реальность отвечает пусть и слегка беллетризованная биография самой Робин Райт, которой как и ее альтер-эго приходилось делать выбор между детьми и карьерой.

Через несколько лет после "Конгресса" к Фольману пришел фонд Анны Франк с идеей сделать мультфильм про нее. Фольман отказался, просто потому что ему нечего было добавить к уже снятому: об Анне Франк и так снято около 60 фильмов, в том числе есть и анимационных.

Но тут в историю вмешалась мать Фольмана, узница Освенцима, поставив ультиматум: "Если ты не берешься делать этот фильм, то я завтра же умру. А если берешься, то я постараюсь дожить до премьеры". Обещание сдержала - когда мультфильм был готов, ей исполнилось 98 лет.

Ари Фольман и его жена на премьере "Вальса с Баширом" в Каннах.
Ари Фольман и его жена на премьере "Вальса с Баширом" в Каннах.

В день премьеры она сказала Фольману: «Сын, на создание фильма у тебя ушло вдвое больше времени, чем у меня на то, чтобы пережить холокост. Тебе должно быть стыдно за это!» Фильм делался 8 лет.

И, как и в случае с "Конгрессом", это довольно вольная экранизация первоисточника. В которой от первоисточника осталось не так уж много. Фольман снова берется за документ, чтобы на его основе построить уже свой авторский нарратив, актуальный для современной реальности.

Как он говорил, на этот сюжет его вдохновила другая история. История так называемой Анны Франк из Сараево. Девочки Златы Филипович и ее "Дневника Златы", который она вела с 91 по 93 годы находясь в осажденном Сараево во время Югославских войн. В какой-то момент ее вывезли в Париж, чтобы взять интервью. Ее спросили какого это быть Боснийской Анной Франк и чем, по ее мнению, все это закончится. Она сказала, что скорее всего она тоже умрет. После чего ее поблагодарили за интервью и вернули в Боснию. В итоге у нее к счастью жизнь сложилась лучше и ее с родителями вывезли сначала в Париж, а потом в Ирландию, где она продолжает и сейчас заниматься различной правозащитной деятельностью. В том числе и снимает кино.

"Дневник Златы Филипович".
"Дневник Златы Филипович".

“Где Анна Франк”, как и предыдущие работы Фольмана, - это снова история о памяти, о ее краткосрочности. О связи прошлого с настоящим. Вопрос "Где Анна Франк", которым задается главная героиня фильма, - это на самом деле вопрос, которым задается режиссер. Потому что действительно очень здорово, что той Анне Франк построили музей и назвали в ее честь половину Амстердама. Но важность дневника не в этом. А в том, чтобы не забыть про многих из тех Анн Франк, которые переживают нечто похожее в современном мире.


5 мая, 2022 г.

Ссылка на наш Telegram-канал:

-7