Найти тему

Почему ставка Маска на Twitter потрясла инвесторов Tesla

Почему ставка Маска на Twitter потрясла инвесторов Tesla
Почему ставка Маска на Twitter потрясла инвесторов Tesla

Долги главы компании, его разделенное внимание и собственные проблемы Twitter - все это может негативно сказаться на его компании по производству электромобилей.

Сделка Элона Маска по покупке Twitter имеет особенности, которые делают ее рискованной, включая миллиарды долларов личного долга. Если сделка сорвется, это может поджечь акционеров Tesla и подорвать финансовое здоровье Twitter.

Уже есть признаки беспокойства инвесторов. Поскольку Tesla стала одной из самых дорогих компаний в мире, ее акции стали широко принадлежать розничным инвесторам через паевые фонды и другие инвестиционные механизмы. Но с тех пор как в начале прошлого месяца стало известно, что г-н Маск приобрел значительную долю в Twitter, акции компании упали на 24 процента, а индекс S&P 500 за это время снизился на 9,5 процента.

"Даже если он сможет профинансировать ее, это просто неразумная сделка с финансовой точки зрения", - сказал Асват Дамодаран, профессор финансов в Школе бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете.

Г-н Маск продемонстрировал, что он может создать сразу две крупные, успешные компании: После некоторых неудач Tesla продает гораздо больше электромобилей, чем любой конкурент, а SpaceX является ведущей ракетной компанией. И, возможно, он сможет сделать Twitter более популярным и прибыльным.

Но акционеры Tesla вот-вот узнают, что бывает, когда генеральный директор наряду с другими своими обязанностями становится надзирателем на поле интернет-сражения.

Акции Tesla являются частью сделки.

Несмотря на то, что г-н Маск и его партнеры инвестируют более 20 миллиардов долларов наличными в покупку Twitter, он также намерен привлечь деньги, взяв кредит на сумму 6,25 миллиарда долларов, обеспеченный акциями Tesla, что меньше 12,5 миллиарда долларов в более раннем варианте финансирования сделки.

Аналитики заявили, что трудно представить себе другую сделку, в которой частное лицо взяло бы такой большой долг под залог акций - известный как маржинальный кредит - чтобы помочь оплатить другую компанию.

Условия кредита могут измениться, но те, которые были раскрыты в самом начале процесса, показывают, что кредиторы считали его потенциально рискованной частью сделки. В одном из документов указано, что банки требовали от г-на Маска обеспечить кредит акциями Tesla, стоимость которых в пять раз превышала стоимость кредита, что давало им достаточный запас прочности. Кредит также предусматривал 0,5-процентный авансовый платеж и процентную ставку более 3 процентов. Вики Брайан, руководитель исследовательской компании Bond Angle, сказала, что условия были "очень жесткими".

Банки могут быть настороже, потому что они уже предоставляли кредиты г-ну Маску. В понедельник было опубликовано заявление о том, что к концу прошлого года, перед тем как сделать предложение о покупке Twitter, г-н Маск заложил более 92 миллионов акций для обеспечения личных займов, хотя в заявлении не было указано, сколько он занял, если вообще занял.

Г-н Маск не ответил на просьбу о комментарии для этой статьи.

Маржинальный кредит может пойти не так.

Маржинальный кредит на покупку Twitter может стать дестабилизирующим фактором, если стоимость акций Tesla резко упадет. Резкое падение может побудить банки продать залог своих акций, чтобы вернуть деньги, которые они одолжили г-ну Маску, что, в свою очередь, может вызвать еще большую распродажу на рынке. Условия маржинального кредита г-на Маска гласят, что он должен выплатить весь долг, если акции Tesla упадут более чем на 40 процентов по сравнению с ценой в день выдачи кредита.

Бизнес Tesla идет хорошо, поэтому аналитики не ожидают обвала ее акций. За первые три месяца 2022 года 75 процентов электромобилей, проданных в США, были Tesla, согласно данным Cox Automotive.

В последнее время традиционные автопроизводители, такие как Ford, Hyundai и Kia, продают привлекательные электромобили, и большинство аналитиков ожидают, что доля Tesla на рынке упадет. Но этого пока не произошло. Напротив, в первом квартале доля рынка Tesla была даже больше, чем годом ранее, когда на нее приходилось 70 процентов продаж электромобилей на внутреннем рынке.

"Никто не будет иметь 100 процентов доли рынка всегда", - говорит Мишель Кребс, исполнительный аналитик компании Cox. "У них будет конкуренция. С другой стороны, каждый раз, когда мы говорили об этом, никто не бросал им настоящего вызова".

Но некоторые аналитики видят слабые места в бизнесе Tesla, включая отсутствие новых продуктов и постоянные проблемы с качеством, и они говорят, что маржинальный кредит добавляет силы, которые могут повлиять на акции Tesla. "Теперь он добавил еще один уровень риска, потому что он заложил больше акций", - сказала г-жа Брайан.

Twitter может стать отвлекающим фактором.

Твиттер может отвлечь г-на Маска от управления автомобильной компанией и другими его делами. Этот риск особенно велик, если управление платформой превратится в головную боль и приведет к противоречиям, которые отвлекают или отталкивают потенциальных клиентов Tesla.

Некоторые акционеры говорят, что несерьезные сообщения г-на Маска в Твиттере - однажды он провел сравнение между Джастином Трюдо, премьер-министром Канады, и Гитлером - уже нанесли ущерб компании Tesla.

"Этот парень сказал так много противоречивых вещей", - говорит Кристин Халл, основатель и руководитель Nia Impact Capital, фонда в Окленде, штат Калифорния, который инвестирует в компании с положительным социальным влиянием. "Отвлекают ли они внимание? Сбивают ли они с толку? Повлиял ли он на стоимость акций своими твитами? Безусловно".

После того, как г-н Маск стал владельцем Twitter, "он станет только больше", - сказала г-жа Халл. По ее словам, недавно Nia продала большую часть своих акций Tesla, поскольку фонд был недоволен реакцией компании на обвинения в расизме на ее заводе во Фримонте, штат Калифорния.

Владение г-ном Маском компанией Twitter может оттолкнуть некоторых потенциальных покупателей Tesla. По данным исследовательской компании Morning Consult, среди людей, рассматривающих возможность покупки электромобиля, демократов больше, чем республиканцев, почти два к одному. Но демократы также являются группой, которая, скорее всего, будет отклонена, если г-н Маск, во имя свободы слова, откроет Twitter для экстремистских взглядов или дезинформации.

Приобретение Twitter может усилить пристальное внимание к г-ну Маску со стороны регуляторов фондового рынка. На него подал в суд акционер Twitter, который обвиняет его в том, что он пропустил установленный законом срок для сообщения о том, что он приобрел 5-процентный пакет акций платформы.

В иске, поданном бостонской юридической фирмой Block & Leviton, утверждается, что г-н Маск сэкономил десятки миллионов долларов, подождав шесть дней после крайнего срока, чтобы сообщить о своей доле. Он смог продолжить покупать акции Twitter дешевле, чем это было бы возможно, если бы его доля стала достоянием общественности, утверждается в иске.

Г-н Маск давно враждует с Комиссией по ценным бумагам и биржам. В прошлом месяце он не смог убедить судью в Нью-Йорке освободить его от соглашения с Комиссией по ценным бумагам и биржам, заключенного в 2018 году, которое обязывает его, чтобы юрист компании проверял его сообщения в социальных сетях, если эти заявления могут повлиять на курс акций Tesla.

Покупая Twitter, "вы ставите себя перед лицом S.E.C.", - сказал Честер Спатт, профессор финансов в Школе бизнеса Теппера при Университете Карнеги-Меллон. "Легко представить, как С.Е.С. говорит: "Этот парень - серийный преступник. Что еще нам нужно сделать?".

Сделка может превратиться в денежную яму.

Возможно, г-н Маск и сможет повернуть Twitter вспять, но если он этого не сделает, компания может столкнуться с трудностями при погашении 13 миллиардов долларов новых займов, которые компания должна взять на себя, согласно планам сделки.

Если финансы Twitter окажутся плачевными и компания не сможет выплатить новый долг, г-н Маск и другие владельцы компании должны будут принять решение о предоставлении дополнительной финансовой поддержки. Возможно, он сможет занять больше под свои акции Tesla, продать некоторые из них или даже занять под другие ценные активы, например, под свою долю в SpaceX, которая может стоить более 40 миллиардов долларов.

"Категорически нет никакой возможности для компании нести этот долг", - сказал г-н Дамодаран, ссылаясь на Twitter.