Сегодня будет особенный пост и особенная история – к этому обязывает дата. Да, любая дата, даже такая великая, как 9 Мая – это всего лишь день, один квадратик в календаре. Но ее содержание и значение несоизмеримо, недосягаемо масштабнее. Собственно, День Победы и его наследие – это то, что всегда с нами: интуитивно, осязаемо, символически; в нашей памяти, в нашей культуре, в каждой семье, в каждом фотоальбоме, в каждом сердце. Мне встречалось такое утверждение: «Память о Победе живет в нас на генетическом уровне». Возможно ли сказать точнее?
Зато возможно воплотить этот тезис. Ген памяти о Победе в Великой Отечественной войне, передаваемый от поколения поколению, – этот принцип в самом буквальном смысле лег в основу уникальной издательской серии «Память о войне длиною в жизнь», реализуемой c 2010 года кафедрой документоведения, истории и философии Ухтинского государственного технического университета.
Сегодня «Память о войне длиною в жизнь» - это в общей сложности восемь томов живых воспоминаний и фотографий из личных архивов участников Великой Отечественной и Афганской войн, а также блокады Ленинграда. В эти уникальные книги вошли сотни воспоминаний участников военных действий, собранных студентами и сотрудниками Ухтинского университета. Каждая из этих историй – драгоценный фрагмент в мозаике Победы.
Опыт издания этой книги – коллективный труд многих неравнодушных людей по увековечиванию народного подвига – в 2020 году был отмечен золотой медалью Российского фонда Мира, врученной заведующему кафедрой документоведения, истории и философии Ухтинского университета Андрею Николаевичу Кустышеву.
Серия книг «Память о войне длиною в жизнь» - это нить, связующая поколения, живая, подлинная, правдивая память. И таковы же истории, составляющие ее.
"Ах, звезда, золотая звезда – благодарная память народа…"
Николай Данилович Маринченко родился 20 июня 1912 года в п. Чернянка Белгородской области. В семье крестьянина Данила Николаевича Маринченко было пятеро детей. Средств для жизни постоянно не хватало, и отец Данил Николаевич подрабатывал изготовлением бочек, плотничал. Николай учился легко, был веселым, общительным, любил петь, танцевать. Семья всегда жила бедно, и уже в детстве Николай старался помочь родителям. Он был очень предприимчивым и работящим, не любил сидеть без дела. Искал любые заработки, помогал по хозяйству соседям. Николай окончил семь классов и поступил на работу в местный колхоз, но доход от этого был таким ничтожным, что по совету своего дяди Матвея Маринченко он в 1931 году уехал на шахты Донбасса. Сначала Николай работал в забое, рубил уголь, потом стал десятником. В 1933 году на юге России был голод, умер отец, и теперь уже Николай содержал мать, сестер и брата. Его племянник Владимир Федорович Физикаш рассказывает: «Николай был заботливым сыном и как мог помогал родным, высылая им часть заработка. Он был заводилой, лидером, не терпел оскорблений и умел постоять за себя». С 1934 по 1937 год служил в Красной Армии, стал сержантом, после демобилизации вернулся домой.
По воспоминаниям матери Николая Анны Стефановны, тогда многие мужчины уезжали работать в Москву. Кто-то из соседских парней подговорил на это и Николая.
1937–1938 гг. характеризуются ужесточением сталинского режима, многочисленными арестами. Николай с его иногда необузданным нравом и тягой к справедливости не очень вписывался в обстановку тех лет. 2 августа 1937 года он был арестован и 16 марта 1938 г. осужден судом Коломенского района г. Москвы по статьям УК СССР 73, 74, 109 на 10 лет лагерей. Срок считался со 2 августа 1937 по 1947 год. 3 июня 1938 года он оказался в Ухтижемлаге в возрасте 26 лет.
Сведения о том, что он был заключенным, долгие годы были скрыты и от родственников, и от общественности. Во всех музеях Орловской и Белгородской областей, в биографическом словаре «Герои Советского Союза» говорится о том, что Маринченко Н. сверхсрочно служил в Красной Армии на Дальнем Востоке, а затем переехал жить в Коми АССР. Данные из учетной карточки архива МВД стали неожиданными и не очень приятными для его родственников и земляков.
В Ухтижемлаге Маринченко Н.Д. учитывался в Дорстрое лагеря, ОЛП номер 19. В то время одним из главных объектов строительства была автодорога Ухта – Веселый Кут. Был ли он в лагере расконвоирован и находился на поселении, мы точно сказать не можем. Также неизвестно, имелась ли у него здесь семья. Заключенным Николай считался до 30 августа 1942 года, в связи с мобилизацией в армию был освобожден досрочно. В «Книге учета мобилизованных 1941 – 1945 гг.» военкомата г. Ухты сохранилась запись о том, что Маринченко Н.Д. призвали в Красную Ар - мию 31 августа 1942 года.
Родное село Чернянка (тогда Курская обл.) в 1942-1943 гг. было оккупировано фашистами. Они занимали дома, женщинам с детьми приходилось жить в подвалах и сарайчиках. В таких условиях оказались родные Николая. Сестра Лидия писала ему, что фашисты издевались над односельчанами, жгли их дома. Попасть на фронт было заветным желанием многих, в том числе и заключенных. И Николай был готов сражаться за Родину и освободить от фашистов родную землю.
Очень многие заключенные Ухтижемлага на территории Коми АССР, осужденные по разным статьям в годы Великой Отечественной войны, писали заявления с просьбой отправить их на фронт. Скорее всего, после призыва ухтинским РВК Николай был отправлен на краткосрочные офицерские курсы и получил звание младшего лейтенанта. По некоторым воспоминаниям, до весны 1943 г. Николай Данилович служил в Ленинградской области. После этого он принимал участие в боях в составе 63 армии (Брянский фронт), 457 стрелковый полк 129 стрелковой дивизии. К весне 1943 года Николаю Маринченко было присвоено звание лейтенанта, и он стал командиром взвода автоматчиков. Брянским фронтом командовал генерал-полковник М.М. Попов, 63 армией командовал генерал В.Я. Колпакчи, 129 дивизией – полковник И.В. Панчук, 457 полком командовал майор И.В. Фролов, командиром батареи 129 стрелковой дивизии – И.В. Гагарин. После окончания войны Иван Васильевич Фролов и Иван Васильевич Гагарин (тезки) встречались с матерью и сестрами Николая Маринченко и сделали все возможное, чтобы увековечить память о смелом лейтенанте.
Весной 1943 года 129 стрелковая дивизия была нацелена на прорыв долговременной сильно укрепленной обороны противника на Орловском направлении. 5 июля 1943 года немецкие войска перешли в наступление в районе Белгорода и Орла. 7 дней его сдерживали войска Воронежского и Центрального фронтов, а войска Брянского фронта готовились к контрнаступлению. Фашисты на господствующих высотах создали мощную укрепленную линию, лишь прорвав ее, можно было штурмовать город. В эти дни в штаб Брянского фронта прибыл маршал Жуков, что говорило о чрезвычайной важности операции.
11, 12 июля части 129 стрелковой дивизии заняли исходное положение для наступления на рубеже Роща восточнее д. Затишье, западнее деревни Старое Битьково. Их задачей было овладеть сильноукрепленными пунктами врага: Большой Малиновец, Сетуха, Архангельское. 12 июля во время прорыва обороны противника в районе Вяжей на р. Зуше, на подступах к деревне Большой Малиновец кипел горячий бой, воздух сотрясали залпы сотен орудий и минометов, разрывы артиллерийских снарядов. Пехота и танки Красной Армии метр за метром отвоевывали участки родной Орловской земли. Огневая точка на высоте 244,9 сильным фланговым огнем мешала нашим батальонам. В это же время расположения Красной Армии бомбили самолеты врага. Наши солдаты и офицеры совершали чудеса храбрости. В атаке на высоту 244,9 отличился взвод лейтенанта Ф.Т. Кравченко, командир Ю. Юсин, бойцы Г. Петров, А. Анисимов. Высота была взята. Сотни бойцов и командиров 129 стрелковой дивизии за этот бой были награждены орденами и медалями.
При поддержке танков наши войска продвигались к Б. Малиновцу, уничтожая прямой наводкой огневые точки противника. Фашисты, не выдержав напора, отступали на деревню Сетуха. Этим боем командовал командир 457 полка И.В. Фролов. Он знал комвзвода Маринченко как отважного бойца, надежного товарища, опытного командира. Лейтенант Н.Д. Маринченко получил со своим взводом задачу проникнуть в тыл противника, занять высоту и, обороняясь на ней, сковывать контратаки фашистов. Наступая вслед за танками через немецкие траншеи, комвзвода Маринченко проник в тыл врага и занял круговую оборону. Н.Д. Маринченко и его солдаты приняли на себя удар подкреплений, выдвигавшихся из деревни Б. Малиновец. Дружным автоматным огнем воины взвода отбили яростную контратаку. Однако с безымянной высоты стали стрелять пушки и застрочили немецкие пулеметы. Николай понял, что это может остановить продвижение наших частей. По оврагу через кустарник взвод Н.Д. Маринченко вышел во фланг обороняющимся фашистам и внезапной атакой захватил у врага 75-миллиметровую пушку и пулемет. Наши бойцы развернули пушки в сторону противника и открыли огонь. Фашисты, думая, что части Красной Армии прорвали их линию фронта, начали отступать. Бойцы взвода добивали убегающего противника. Бой шел не на жизнь, а на смерть, за каждый метр земли. Высоту продолжали обстреливать, и осколок вражеского снаряда оборвал жизнь мужественного офицера. Николай Маринченко лично уничтожил в этом бою около 50 фашистов. Батальон с малыми потерями овладел важной высотой с обзором на укрепленный пункт врага Сетуха.
По воспоминаниям однополчан Николая, вечером того же дня командир полка Фролов вручил лучшему солдату автомат лейтенанта Маринченко с наказом дойти с этим оружием до Берлина.
Погибшие в этих боях бойцы Красной Армии, в том числе Н.Д. Маринченко, были похоронены рядом с д. Большой Малиновец.
За высокое мужество и героизм, умелые боевые действия лейтенанту Маринченко Н.Д. 27 августа 1943 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
На торжественном собрании, посвященном 60-летию освобождения Орла, Егор Строев сказал: «Отвагой и бесстрашием отличился в боях лейтенант Маринченко, со своим взводом автоматчиков он трижды обеспечивал успех Орловской наступательной операции».
4 августа 1943 года 129 стрелковая дивизия штурмовала город Орел. 5 августа он был освобожден. Впервые в истории Великой Отечественной войны эта победа была отмечена в Москве артиллерийскими салютами. Дивизия получила название Орловская. Она отличилась храбростью и отвагой при освобождении Белоруссии, Польши. Бойцы под командованием подполковника Фролова форсировали Одер, вели бои на подступах к Берлину и закончили войну в городе Бурге на Эльбе. Иван Васильевич Фролов приезжал в Орел, встречался с однополчанами и родственниками Николая Даниловича Маринченко. По его инициативе имя Николая было увековечено в г. Орле и п. Залегощь.
В нашей стране существует традиция чтить память Героев, погибших в годы Великой Отечественной войны. В 60-70 годы XX века эта традиция активно поддерживалась советским государством и Коммунистической партией. Именно в эти годы было создано большинство воинских мемориалов, улицам городов и поселков присваивались имена героев. Память о Николае Маринченко как о хорошем товарище, храбром командире жила в сердцах бойцов 129 стрелковой дивизии.
Жители Орловщины, свидетели страшных, жестоких боев навсегда запомнили подвиги красноармейцев, освобождавших их родную землю от фашистов. Чувство благодарности сохраняется у них из поколения в поколение. Мы поняли это, беседуя с людьми, живущими сейчас на этой земле.
Руководитель туристско-краеведческого клуба «Ермак» ЦРТДЮ г. Ухты Т.А. Федотова, воспитанник клуба В. Куц. Из книги "Память о войне длиною в жизнь".
В материале использованы картины члена Союза художников России, ухтинского художника Олега Сизоненко. Объекты - реальные каски (советская и немецкая), найденные на местах ведения боев в годы Великой Отечественной войны участниками Поискового отряда "Ухтинец". В настоящее время каски хранятся в музее УГТУ.
Все представленные картины переданы в дар музеям г. Волгограда и Сыктывкара.
#ВОв #9 мая #день победы #угту #ухтинский госуниверситет #олег сизоненко #музей угту #память о войне #реальные истории #эссе маслом